Начало нового учебного года в условиях пандемии. Тревога, которую все мы ощутили перед 1 сентября, не отпускает нас и сегодня. Как справиться с волнением педагогам и родителям, как быстрее вовлечь ребят в учебный процесс, рассказывают клинические психологи Ховалыг Шенне Радиковна и Демчик Диана Дегутовна.
Носить ли маску в школе?
- Самая актуальная в последнее время и самая читаемая тема в социальных сетях — как снизить риск заражения ребенка в школе? Как будет организована профилактика? Многих родителей интересует, потребуется ли детям носить маски в школе и как настроить ребят не снимать её в течение дня?
- Носить маски в общественном месте Роспотребнадзор все еще рекомендует. Основная цель — сохранение здоровья школьников и их родителей, снижение риска заражения коронавирусной инфекцией. Родители должны объяснить детям, чтобы они не собирались большими группами и носили маски, соблюдали меры гигиены, чтобы избежать заражения. Больше ничего в данной ситуации сделать нельзя, мы живем и будем жить с коронавирусом еще непонятное время. Лишать по этой причине детей школы тоже неправильно. Но, при любых респираторных заболеваниях ребенка нужно оставлять дома и не пускать в школу.
- Все чаще волнует родителей информация в социальных сетях, не вредно ли долго носить маску детям?
- По данным ВОЗ, ношение масок безопасно и помогает предотвратить заражение коронавирусной инфекцией. Маска никаким образом не навредит. Не стоит забывать, что любую маску через 2–3 часа непрерывного ношения нужно менять. Родители и педагоги должны объяснить ребятам, как правильно использовать это средство защитыкк.
Поддерживать и хвалить
- Что посоветуете родителям первоклассников? Как настроить детей на спокойное вступление в школьную жизнь в условиях пандемии?
- Первый класс – это самый стрессовый момент для ребенка и для родителей, потому что они все попадают в непривычные для себя обстоятельства, особенно, если это первый ребенок в семье. У детей в этом возрасте начинается смена деятельности с игровой на учебную, и это само по себе стресс. И в борьбе с ним главными помощниками для детей должны стать родители.
Почему родители часто волнуются не меньше, чем сами первоклассники? Разумеется, они потрясены тем, как быстро растет их ребенок, и тревожатся по поводу новой обстановки, новых правил, особенно, в условиях пандемии. К сожалению, пандемия внесла в нашу жизнь некоторые ограничения и изменения, кардинально изменила привычные школьные правила, которые усиливают беспокойство, тревогу. Что делать? Важно спокойно принять происходящее, набраться терпения, постоянно поддерживать, хвалить ребенка. Сделать обучение максимально комфортным и продуктивным! Вы сможете помочь ему пережить этот стресс с пользой. Разговаривайте и создавайте доверительную атмосферу – это первый и самый важный совет. Говорите о его страхах и тревогах. Пусть он знает, что его чувства совершенно нормальны. Чем больше ребенок будет говорить о том, что чувствует, тем спокойнее он пойдет в школу. Все, что вы проговариваете с ним вслух, теряет важность и силу влияния. В ребенке не остается какого-либо негатива, соответственно, это уже не сможет повредить ему. Будьте осторожны с расспросами, деликатны, спокойны, терпеливы и дружелюбны. Помните, что ни крики, ни наказания при обучении не помогут. Это не работает в любом возрасте. Чем спокойнее обстановка в семье, тем будет легче школьнику адаптироваться к новым условиям.
Конечно, необходимо приучать к учебе, дисциплине, к распорядку дня, но делать это мягко, без давления. Важно знать, что если у ребенка в будничный день начавшийся с 8 утра, когда он пришёл в школу, а затем был на дополнительных занятиях, к вечеру восприятие снижается до минимума. Учеба для ребенка – эта та же работа, после которой ему необходимо отдыхать. Вставать и ложиться рекомендуется в одно и тоже время, в таком случае психика привыкает и настраивается на трудовую деятельность. Перед началом занятий поговорите, расспросите его ожидания от нового учебного дня и помогите собрать портфель.
Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».
Наоборот, всегда формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, к атрибутам школьной жизни, к своим одноклассникам и к учебной деятельности в целом. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ваш ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников. Старайтесь больше времени проводить вместе, общайтесь на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый. Чаще хвалите своего ребенка. Пусть даже за небольшие достижения. Формируйте таким образом ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности. Постепенно, ребенок ко всему привыкнет и научится самостоятельно со всем справляться.
Чтобы адаптация прошла менее болезненно
- Чем взрослые могут помочь школьнику, чтобы он легче влился в учебный процесс после нескольких месяцев самоизоляции и каникул?
- Первые два месяца учебного года всегда нелегко даются школьникам. Чтобы организм ребенка перестроился, потребуется время. Привыкание к школьной жизни происходит не так быстро, как этого хотели бы взрослые.
Для того, чтобы помочь ребенку влиться в учебный процесс, родителям при любом удобном случае нужно демонстрировать ему, как полученные в школе знания применяются в жизни. К примеру, можно попросить ребенка помочь маме (бабушке, дедушке…) в магазине, где без умения считать не обойтись. При выезде на природу пригодятся знания по биологии, географии, например. Подобные примеры помогут ребенку осознать, насколько насыщеннее, интереснее жизнь образованного человека. Чтобы адаптироваться к новому режиму, следует просыпаться и ложиться в одно и то же время, даже по выходным. Необходимо контролировать качество выполнения домашнего задания, при этом эффективнее подсказывать, в каком направлении размышлять, а не пытаться сделать все за ребенка. Родителям необходимо набраться терпения, не давить на ребенка, чтобы он не потерял желание учиться. Нужно создавать настрой на учебу.
Ребенку нужно садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым.
Можно привлечь его к занятиям, устроив удобное рабочее место с удобным стулом, хорошим освещением. Необходимо поощрять все положительное, что интересно для ребенка (если нравится астрономия, например, купите красочную энциклопедию). Также вдохновить на учебу могут истории «великих» людей, которые добились успеха в жизни в результате постоянного самообучения. Если ребенок задает вопросы, не пытайтесь отмахнуться. Так у ребенка сформируется привычка быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, критически мыслить, так ребенок будет учиться новому с удовольствием. Важно показывать, что вам тоже интересно учиться, узнавать новое: можно посмотреть образовательные ролики. При успехе нужно не забывать хвалить ребенка. Хвалите за проявленный интерес к обучению, за те или иные успехи. Обратная связь – один из действенных способов мотивации.
Знать все и обо всем невозможно. Поэтому если ребенку какой-то школьный предмет совсем неинтересен, не стоит заставлять его учить углубленно. Достаточно знать основы. Лучше направить силы ребенка на те предметы, которые ему действительно интересны, увлекают. Не нужно ставить во главу угла образование, оставляйте время на общение с друзьями и увлечения (музыкой, спортом…).
Антистрессовая терапия
- Какие признаки стресса родители могут заметить у ребенка? Как с ними справиться?
- Стресс – реакция организма на опасность или сложную ситуацию. В начале учебного года, у детей меняется режим дня, возрастает нагрузка и уменьшается количество свободного времени. И общительный ребенок превращается в выжатого «лимончика», у которого ни на что не хватает сил, или же он плохо ест и спит.
У детей стрессовое состояние возникает не только в связи с проблемами в школе, но и с недостатком внимания со стороны родителей (кажущимся или реальным). Важно, чтобы близкие взрослые понимали, что происходит с ребенком. Для этого нужно знать, как «выглядит» стресс у детей: появляются усталость, головные боли, ночные кошмары, постоянное нежелание идти в школу, попытки обмануть, учащаются капризы, появляется или усиливается замкнутость. Нередко от стресса у ребенка повышается температура. Родителям необходимо приглядываться и к играм ребенка. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, разыгрывающиеся во время игры, могут о многом сказать.
Самый простой, действенный способ помочь ребенку, если он учится пока в начальной школе, – это игра. Если он чем-то расстроен, напуган, смоделируйте ситуацию в игре. Все должно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите ребенку, что или как он мог сделать, как ему себя вести в подобной ситуации.
Со старшеклассниками сложнее. Нужно слушать, чтобы понять. Прислушайтесь и помогите им найти положительные решения.
Проблемы являются частью подростковой жизни, и их нельзя избежать, просто убедитесь, что ваш подросток знает, что вы - тот самый человек, который поймет. Поощряйте вашего ребенка регулярно заниматься спортом и делать выбор в пользу здорового питания. Здоровое, подтянутое тело может выдерживать стрессовые ситуации. Знайте, что ошибки неизбежны. Говорите об ошибках и помогите своему ребенку найти положительные решения. Научить принимать. Важно объяснить подростку то, что каждый приходит в этот мир со своей точкой зрения и нет необходимости в том, чтобы все люди придерживались только одной. Каждый имеет право на свое мнение и его нужно уважать, даже если вы не согласны с ним.
Если вышеперечисленное не помогает, не стоит тянуть время, нужно обратиться к специалисту. Для начала можно сходить к педиатру, поскольку малейшие нарушения в работе органов тоже могут повлиять на самочувствие, настроение ребенка.
Л. Хуснутдинова