Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Любовь. Или как собрать шкаф без инструкции.

Вот вы любите своего ребёнка, поэтому то-то и то-то…».
Хочется ответить на них.
Для начала, как мне кажется, практически все мамы любят своих детей. За редким исключением. Но тут уже просто расстройство психическое, не опасное для окружающих.Почему я так считаю? Потому что любовь матери — это, прежде всего,

Часто встречаю комментарии в свой адрес подобного типа: «Вы так любите своего ребёнка», «Вот вы любите своего ребёнка, поэтому то-то и то-то…».

Хочется ответить на них.

Для начала, как мне кажется, практически все мамы любят своих детей. За редким исключением.

Почему я так считаю? Потому что любовь матери — это, прежде всего, инстинкт. Эта любовь не зависит от женщины. Она просто любит и всё. Да, со временем всё может осложниться взаимоотношениями, обидами и разочарованиями. Но сама любовь мамы, как мне видится, безусловна и контролю не подлежит, вне зависимости от того здоров или болен ребёнок.

Мужчинам, как я заметила, сложнее. Они как-то иначе начинают любить своих детей. И некоторым даже приходится прилагать усилия.

Но, в целом, все здоровые родители любят своих детей.

И вот, значит, все любят, но эта любовь почему-то не помогает им справиться с аутизмом своих детей. Не вылечить, а просто минимизировать проявления. Они что? Как-то не так любят? Не так сильно? Не так правильно?

Думаю, нет.

Потому что качественная коррекция проявлений аутизма не зависит от любви. Вообще.

Почему?

Да потому что аутизм — эта такая куча расстройств, намешанных в одном флаконе, да ещё усугублённая, если на человеческом языке выразиться, отстранённостью ребёнка, что люби ты его не люби, а он тебе даже прикоснуться к себе не позволит.

И что остаётся?

Страдать и мучатся? Можно.

А толку? Никакого.

Можно кричать и переживать, но и это ничего не изменит. Можно впасть в отчаянье, а потом в апатию. Но и это ничего не изменит. Можно отказаться от чувств, но и это тоже будет чувство — безразличие называется. Намеренная бесчувственность.

А что же делать?

Не знаю...

---------------------

Осознанно живя с аутизмом своего ребёнка уже около восьми лет, я пришла к следующему.

Чтобы эффективно работать с проблемами, надо относится и к сыну и к проблемам, связанным с аутизмом, определённым образом.

Сейчас приведу метафору. Надеюсь, люди с образным мышлением поймут. А у кого с ним плохо, просто не читайте.

Я смотрю на своего сына как на шкаф, к которому забыли положить инструкцию.

Если кто-то заказывал мебель из икеи, знает, какие хорошие там инструкции. А ещё они и специальные инструменты кладут для завинчивания. То есть тебе ничего дополнительно не нужно. Всё можно быстро собрать, даже интуитивно.

А есть другие производители, и у них встречаются совершенно неадекватные инструкции, из которых вообще ничего не понятно. А иногда ещё и деталей не хватает, болтов каких-то. И даже больше. Ты можешь всё собрать вроде по инструкции, но дверца почему-то не закрывается. Потом с трудом выясняешь, что, оказывается, вон тот болт ты слишком сильно затянул, поэтому вот эту вот стенку перекосило на миллиметр и поэтому дверца-то и не закрывается.

Но этот второй вариант ещё ничего.

А представьте, что вы заказали шкаф и вам привезли огромную коробку. Вы открываете, а там гора каких-то дощечек. Вроде шкаф — это три стенки, дверцы, потолок и пол (не знаю, как правильно их называть). А у вас сотни маленьких разной формы деталек. Ээээ.

Начинаете искать инструкцию. Нету. На коробке написано — шкаф.

Вот это вот гора непонятно чего - шкаф?

Да.

И как его собрать?

Давайте сразу договоримся, что выбрасывать мы эту коробку не будем. Нам, действительно, нужно собрать этот шкаф.

И что будем делать?

Любить его? Обнимать? Задвинем в дальний угол и будем жить дальше?

Для начала самое простое: обзвоним все мастерские, позовём мастеров.

Допустим, они не справились. Если справились — всё отлично. Проблема решена.

А если не справились? А на других у вас нет средств.

Что дальше?

Опять будем любить-обнимать? Правда?

Думаю, нет.

Думаю, начнём изучать, в начале детали, потом опыт специалистов, аналогичные шкафы, опыт других людей, которые как-то собрали свои шкафы.

И пытаться что делать? Правильно, собирать.

Можно взять клей и молоток. И всё склеить или сбить гвоздями. Но шкаф какой-то кривой, и вообще дверцы не открываются. И он всё время пытается завалиться на бок. А по ночам разваливается на мелкие детали.

Днём вы склеиваете опять, а ночью всё повторяется.

Что дальше?

Опять надо изучать и пробовать всё же собрать этот шкаф. Именно собрать. Метод называется — метод тыка.

Конечно же основанный во многом на уже имеющейся информации о сборке шкафов.

Но прежде всего перед вами уникальных шкаф. И сборка предстоит ручная, индивидуальная.

И сделать это предстоит вам.

И чувства здесь абсолютно не при чём.

На первый план выходят наблюдения, анализ, предположения и миллионы попыток. Так же не исключаю интуицию, которая может заработать в следствии непрерывного опять же наблюдения, анализа, предположений и... миллиарда попыток.

Всё.

Больше ничего.

К сожалению, я пришла к этому пониманию очень не сразу. Мне понадобились годы, чтобы осознать всё, что я написала выше.

П.С. Если кто-то предположил, что я отрицаю любовь и чувства в помощи аутистам. Нет, это ошибка. Я смотрю на это иначе. Не как на главное, а как на одно из средств. Не более.

П.С. 2. При этом уверена, что если бы мне не был подарен материнский инстинкт, называемый материнской любовью, то я бы давно свихнулась. Так что любовь в мире с аутизмом помогает прежде всего тому, кто её испытывает.

И не устану повторять:
Всё, что я пишу, - это опыт одной мамы одного единственного мальчика, больного аутизмом.
Это не аксиома.
Но, как мне кажется, эта информация может быть полезна заинтересованным лицам.

Спасибо за внимание. Удачи и терпения вам!