Найти тему
Homo mobilis

В память о крупнейшей авиакатастрофе Урала

16 ноября 1967 г. вошло в историю уральской гражданской авиации, как дата крупнейшей авиакатастрофы, жертвами которой стали 107 человек (99 пассажиров и 8 членов экипажа).

В 21 час 02 минуты 40 секунд местного времени экипаж самолета, выполнявшего полет по маршруту Свердловск (Кольцово) – Ташкент (Южный), доложил о взлете. Самолет взлетал с полосы 08 (сейчас 08R) с магнитным курсом 76 градусов. На высоте 140 - 150 м самолет неожиданно резко развернулся вправо и с интенсивным снижением (вертикальная скорость составила порядка 20 м/с) столкнулся с землей.

-2

В те годы самолеты еще не были оборудованы бортовыми самописцами – первые МСРП-12 начали устанавливать после 1970 г., когда СССР вступил в ИКАО. И то, в первую очередь ими оборудовались самолеты, выполнявшие регулярные международные рейсы. Поэтому точной причины той катастрофы мы, скорее всего, уже никогда не узнаем. Комиссия по расследованию авиакатастрофы не пришла к однозначному выводу, в частности, по причине полного разрушения всех узлов и агрегатов самолета.

Мне удалось пообщаться с одним из пилотов 120 летного отряда, который как раз в те годы летал на Ил-18 – он высказал предположение, что имел место отказ системы регулирования четвертого двигателя. В "Руководстве по летной эксплуатации" этот момент прописан крайне скупо: "В исключительных случаях, когда в результате отказа регулятора оборотов винта на работающем двигателе лопасти винта переходят на малый шаг, самолет в течение короткого промежутка времени приобретает большой угол крена и резко разворачивается в сторону неисправного двигателя." На практике этот "короткий промежуток времени" - от момента отказа до момента падения - составил менее 8 секунд. Тем не менее, комиссия по расследованию посчитала, что эта причина могла привести к катастрофе лишь в сочетании с одновременным действием других факторов. Не исключено, что тут сыграла роль и загрузка машины - 99 пассажиров плюс багаж (Ил-18В имели два варианта компоновки - на 89 и 110 пассажиров; вероятно, разбившийся самолет был рассчитан именно на 110).

Впоследствии, на кладбище в поселке Кольцово был открыт мемориальный комплекс в память о погибшем экипаже.

-3

Сборка этой модели в масштабе 1/144 принципиально ничем не отличается от сборки Ил-18 б/н СССР-75857, которую я описывал ранее – наборы абсолютно идентичные, отличается только цвет отливок (в этом наборе он был кремовый, а в предыдущем – зеленый). При окраске использовались компоненты немецкой фирмы Standox.

Для достижения листового эффекта было применено несколько «металликов». Декаль от Бегемота не без огрехов – читлайн не подогнан по модели и загибается вниз, подложка толстая и категорически отказывающаяся продавливаться в расшивку, шрифты – из базового набора Windows ’95 и т.д. Членение декали не особенно удачное, в результате чего попытки состыковать в носовой части сразу четыре элемента одновременно (из которых два – это читлайн, идущий через весь фюзеляж) потребовали значительных усилий. Надпись «Аэрофлот», заводские и бортовые номера, окантовки лючков и пр. были изготовлены самостоятельно на бумаге «Freedecor», которая легла на 10 баллов, не потребовав при этом никаких химических средств. Иллюминаторы были оставлены родные – декальные, но при этом пришлось каждый из них вырезать, т.к. подложка декали сильно серебрилась. При расстановке иллюминаторов столкнулся с нетривиальной проблемой – разные модификации Ил-18 имели различное количество иллюминаторов. Более того, в разные годы на одних и тех же самолетах количество иллюминаторов также могло отличаться. Пришлось переработать немало источников, чтобы определить наиболее вероятное их число на машине, копию которой я строил.

Именно здесь я впервые попробовал применить технологию, секрет которой мне подсказал коллега Алексей Волков (Wolf), за что ему отдельное спасибо – на каждый иллюминатор была нанесена капля прозрачного тамиевского лака Х-22. Аналогичная операция была проделана и с остеклением кабины пилотов, однако тут меня результат, если честно, разочаровал. И я в очередной раз убедился в правоте тех, кто критикует декальные иллюминаторы.

Возможная неточность, на которую мне укажут коллеги – окраска законцовок крыла и стабилизатора. Тут я, вполне вероятно, допустил промах, т.к. в 1967 году они, скорее всего, были серебристого цвета – красным их начали красить позднее. Однако, поскольку точной информации по этому вопросу мне найти не удалось, я решил оставить как есть.

-6

В общем, такая вот получилась модель – не сильно удачная, но, на мой взгляд, достаточно точно передающая облик прототипа.

Благодарю за внимание.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал. Будет ещё много интересного.

#авиация #самолет #гражданская авиация #аэрофлот #ссср #история #катастрофы #ильюшин #ил-18 #окб ильюшина