Программа динамической геометрии GeoGebra позволяет готовить стереометрические чертежи на полотне 2D, т.е. на плоскости обычным способом, которым пользуются при построении таких чертежей в тетради (на бумаге), на школьной доске и т.п. В этом случае чертежи выполняются по тем же правилам.
Рассмотрим пример построения правильной треугольной пирамиды на 2D полотне. Как известно, изображением правильного треугольника является произвольный треугольник. Вершина правильной пирамиды проецируется в центр основания, центром основания треугольника является точка пересечения медиан, поэтому вершину построим на перпендикуляре, восстановленном из центра треугольника. Перпендикуляр в пространстве строим как прямую, параллельную краю листа, т.е. вертикальную прямую – прямую, параллельную вертикальной оси координат во встроенной в программе системе координат.
Алгоритм построения некоторой правильной треугольной пирамиды на 2D полотне в программе (в описании алгоритма подразумеваем, что использование интуитивно понятного интерфейса позволяет выполнить простые построения самостоятельно):
- построить основание пирамиды – произвольный треугольник АВС (рис.1); рекомендуется строить именно тупоугольный треугольник, чтобы итоговое изображение было достаточно наглядным и элементы пирамиды не накладывались друг на друга (не перекрывали);
- построить медианы треугольника (достаточно двух медиан) и найти их точку пересечения (рис. 2);
- построить вертикальную прямую l по уравнению x = 1 (можно строить прямую х = а, а – любое; или просто отобразить оси координат, при этом вертикальная ось – прямая с уравнением х = 0);
- построить прямую, проходящую через центр основания пирамиды, параллельную вертикальной прямой l (рис. 3);
- строим произвольную точку S – вершину пирамиды, лежащую на прямой l, строим боковые ребра пирамиды (рис. 4);
Построенный чертеж является динамическим. Полностью свободными объектами являются точки А, В, С в основании пирамиды. Их местоположение можно менять произвольным образом. С меньшей степенью свободы можно менять положение вершины пирамиды – она перемещается только вдоль вертикальной прямой l. Это позволяет менять высоту пирамиды произвольным образом.
Описанное построение в большей степени соответствует чертежу на бумаге. Оно не обладает такими динамическими свойствами, которые позволяют вращать пирамиду, автоматически масштабировать ее, наклонять.
Такое построение, выполненное школьниками, формирует у них навык традиционного построения. Учитель может использовать этот чертеж для включения в учебно-методические материалы (чертеж к задаче на правильную треугольную пирамиду).
Чертеж правильной треугольной пирамиды, выполненный на 2D полотне в программе GeoGebra, можно использовать как основу для разработки интерактивной обучающей модели по построению сечения пирамиды. Для этого достаточно скрыть медианы в основании и высоту пирамиды, добавить точки, через которые проходит сечение (рис. 6). Школьникам при этом предлагается следующее задание: построить сечение пирамиды, проходящее через точки M, N и K.
Приведем алгоритм построения сечения треугольной пирамиды в программе GeoGebra:
- построим отрезок [MN] (точки M и N лежат в одной грани, поэтому построенный отрезок является элементом конечного результата);
- построить прямую (NK), построить прямую (SB), построить точку пересечения этих прямых D; (рис. 7);
- построим прямую (CD), построим точку пересечения прямой (CD) и отрезка (BC) - точку E;
- MNKE – искомое сечение (рис. 8).
Сначала школьникам предлагается повторить построение по образцу (в нашем случае – построить сечение треугольной пирамиды), а затем они выполняют задания самостоятельно: на готовом многограннике, построенном в программе GeoGebra, поставить точки (как показано на рисунке в задании) и построить сечение, преподаватель проверяет правильность построения сечения (это сделать очень просто – достаточно переместить какую-нибудь свободную точку и станет понятно – правильно ли построено сечение).