В целом выбор тональности обуславливает следующие вещи.
- Тональность — это прежде всего конкретная высота звучания. Одна и та же мелодия будет звучать по-разному в низком и высоком регистре. Для многих музыкальных произведений существенное изменение изначального регистра будет неприемлемым, так как слишком сильно изменит характер их звучания. Похоронный марш в «балалаечном» регистре будет звучать комично, как и детская песенка — на контрабасе.
- Выбор тональности может существенно изменить технику игры. Многие инструменты имеют совершенно неприемлемые для исполнения тональности, «средне» удобные и абсолютно удобные. Кроме того, смена тональности может привести к выходу за диапазон инструмента, что сделает исполнение конкретной пьесы формально невозможным.
- Многие люди с абсолютным слухом ассоциируют тональности с цветом. Изменение тональности на полтона в этой ситуации может существенно изменить характер звучания одной и той же музыки.
- Выбор тональности может иметь программный аспект. Например, цикл «24 прелюдии и фуги» обычно методически перебирает все возможные тональности.
Послушаем несколько мнений.
Curtis Lindsay
Влияет ли выбор тональности на способность слушателя распознать мелодию? Нет, вряд ли — если вы играете «Für Elise» в до-диез миноре вместо его первоначальной тональности ля минор, она всё еще звучит как «Für Elise». Некоторые слушатели, возможно, вообще не смогут сказать, что пьеса прозвучала в другой тональности, хотя большинство профессиональных музыкантов сразу же услышат разницу. Но даже в этом случае, по сути, это всё ещё та же самая музыка.
Влияет ли выбор тональности на технику пианиста? Несомненно. Перемещение «Für Elise» вверх или вниз даже на полтона (шаг на одну клавишу пианино) означало бы значительную корректировку аппликатур со стороны пианиста.
Есть история, что Бетховен однажды пошёл исполнять фортепианный концерт и обнаружил, что фортепиано было расстроено — всё было сбито на полтона. Времени на то, чтобы вызвать техника и внести необходимые коррективы в настройку не было, поэтому Бетховен просто сыграл весь концерт на полтона выше, чем было написано, чтобы компенсировать разницу. Это подвиг музыканта не только из-за умственной работы, но и потому, что перевод сложного концерта в другую тональность влечёт за собой целый ряд технических проблем.
Tallis Lockos
Если вы играете с другими инструменталистами, это может иметь огромное значение. Для некоторых инструментов существуют ограничения. Некоторые тональности лучше подходят для некоторых инструментов, чем другие. Если вы транспонируете пьесу и являетесь аккомпаниатором для певца, у певца может не хватить диапазона, чтобы спеть её.
Хороший пианист может играть в любой тональности. Большинство других инструментов, по-видимому, подходят для определённых тональностей лучше, чем иные. Например, по распространённой методике игра на блюзовом пианино подразумевает частое скольжение пальца с чёрной клавиши на белую. Играя в определённых тональностях, вы не сможете сделать этого.
Однако, модуляция (смена тональности по ходу пьесы) — важная часть музыки.
Любители уверены, что играть на пианино в тональности до мажор проще всего, потому что в ней нет чёрных клавиш (диезов и бемолей, не считая случайных, конечно). Однако, до мажор может стать и самой трудной тональностью для игры — играя исключительно по белым клавишам, вы не можете «чувствовать», где вы находитесь на клавиатуре.
Matthias Orgler
На любом инструменте существуют абсолютные интервальные ограничения. За определённой точкой некоторые интервалы становятся грязными или наоборот — визгливыми, иногда до неузнаваемости. Эта точка различна для каждого интервала и инструмента.
Например, сыграйте терцию (или трезвучие, если уж на то пошло) в среднем регистре — звучит красиво и чисто. Теперь воспроизведите ту же терцию или трезвучие где-нибудь в очень низком регистре. Теперь это звучит грязно и уродливо. Возьмите эту терцию или трезвучие в очень высоком регистре — теперь она звучит слишком «жидко».
Когда вы транспонируете пьесу, некоторые её части могут выходить за упомянутые нижние или верхние «пределы» в определённые промежутки времени. Это заставит пьесу звучать грязнее или «жиже», чем изначально.