Безумно интересно и в то же время немного обидно изучать рекламные каталоги Нивы от зарубежных импортёров АвтоВАЗа. Европейские продавцы относились к культовому советскому внедорожнику явно с большей любовью, чем на родине – ещё в 80-е годы покупателям Lada Niva предлагался длинный список опций и аксессуаров, включавший в себя спортивные рули и даже сиденья, литые колёсные диски на широкой "резине", пластиковые обвесы и многое другое.
Мне удалось заполучить каталог и прайс-лист Lada Niva 4x4, напечатанные в 1992 году швейцарским импортёром Лады, компанией SARES S.A. из Лозанны:
Самые необычные пункты технической информации на последней странице брошюры – в документах официально разрешается установка колёс в размере 205/75R15; на автомобиле установлен карбюратор с блоком управления, катализатор и лямбда-зонд; гарантия 1 год без ограничения пробега.
Прайс лист составлен 1 ноября 1992 года, в это время 1 швейцарский франк стоил 0,713 доллара США. Базовая версия Standard оценивалась в 17450 франков ($12441), и в списке её оборудования указаны только карданы на ШРУСах. В Luxe за 18950 франков ($13511) добавляется гидроусилитель рулевого управления, увеличенные зеркала, ковровое покрытие пола, цифровые часы, полосы на боках и чехлы на сиденья. В Super-Luxe за 20400 франков ($14545) дополнительно установлены стальные колёса Tracker с шинами 205/75R15, спортивный "руль" и велюровые чехлы, а топовый Grand-Large за $16327 щеголяет уже литыми колёсами Delta и пластиковым обвесом:
Заметьте, уже в 1992 году европейцам были доступны ГУР и карданы на шарнирах равных угловых скоростей, в то время как в России эти блага цивилизации появились лишь к концу 2000-х, а колёса современной размерности 205/75R15 АвтоВАЗ так и не решился вписать в ОТТС. Основное преимущество этого размера даже не в проходимости, а в выборе моделей:
Не устаю удивляться, насколько же стильно выглядела приборная панель ВАЗ 2121. А уж с итальянским спортивным рулём Nardi Torino, который устанавливали швейцарцы в комплектациях Super-Luxe и Grand-Large, интерьер Нивы выглядит на уровне европейских горячих хетчбеков. В нижнем правом углу на 3 странице галереи необычный аксессуар, который я ранее не замечал в каталогах из других стран – приоткрывающиеся задние окна на манер современных трёхдверных "хетчей":
Следующая страница многое говорит и целевой аудитории Нивы в Европе. Швейцарским покупателям были доступны не только прочные фаркопы для буксировки прицепов, но и такие экзотические для нас вещи, как снегоуборочный отвал с управлением из салона и полным комплектом дополнительных фар. Специально для местных фермеров импортёр подготовил Ниву для перевозки бидонов с молоком – можно было выбрать внешнюю платформу на фаркоп или необычный вариант с ровным полом вместо дивана и увеличенным проёмом третьей двери: