Упражнения для высоких уровней, направленные на развитие native-like fluency, имеют сразу много целей и множество слоев.
Поэтому так важно делать много подходов к одному и тому же упражнению. Каждый раз человек подходит к нему уже с другим сознанием, и соответственно, видит больше.
Развитие native-like fluency (как и развитие мастерства в любом деле) подразумевает развитие нелогической системы восприятия. Она не тренируется отдельно и не выделяет себя как "смотрите, я тут самая главная". Нет, ее нужно тренировать, совмещая с логикой, аналитикой и здравым смыслом. Все должно быть на своих местах. Когда человек пытается понять настроение человека, анализируя только логическую информацию (ищет грамматические правила, которые бы объяснили в точности то, что он видит и так, чтобы ему было понятно), он никогда не выходит за рамки того, что он и так уже умеет.
Когда все понятно, уровень пройден. Требовать, чтобы все сразу было понятно – это не идти на следующий уровень, где всегда сначала непонятно и не получается с первого раза.
Особенность нелогической системы в том, что ее сигнал всегда идет первым. Сначала человек чувствует (интуитивное восприятие), потом ищет логическое объяснение тому, что он почувствовал. Если развит только интеллект и сверх нормы, человек может объяснить себе, что угодно, включая то, что противоречит законам природы, и чего никогда не было. Интеллект всегда опирается на опыт (прошлую информацию); сигнал интуиции - сверхтонкий и всегда несет в себе новую информацию. Если человек ее не воспринимает или отмахивается от нее ("показалось"), движение происходит по кругу. Восприятие остается на том же уровне.
Те, кто умеет управлять, умеет быстро считывать новую информацию, понимать контекст и анализировать факты. Их действия идут на опережение (потому что понимания больше), даже если в действиях на сегодняшний день "нет логики".
Если человек сделал один раз, не получилось, устал, прочитал в одном исследовании, что у других тоже не получилось или не нашел исследования, которое бы подтверждало целесообразность этих действий, и бросил - это не управление. Это восприятие только той информации, что выгодна и подтверждает имеющиеся у человека знания и убеждения.
Сами упражнения тренируют следующие навыки:
1. Распознавать новую (непонятную) информацию. Зачем? Потому что люди пропускают незнакомое и "не вмещающееся" в их сознание. Вместо этого – быстро интерпретируют то знакомое, что они услышали, в то, что им понятно.
Цель - замедлиться и научиться воспринимать все, что не видно сразу, но оно есть. Когда мы разучиваем chunking и ритм языка, мы учимся слышать намерение текста, а не просто читать буквы.
2. Отличать. Когда человек умеет распознавать то, что раньше было новым и потому "невидимым", он тренируется отличать это от всего, что давно вошло в привычку и укоренилось в сознании как единственная норма. Когда он отличает – действия другие. Этими новыми действиями проще общаться с людьми, которые уже давно там, на новом уровне. Действия сначала медленные и неповоротливые, это нормально; логика пока учится оперировать новыми фактами.
3. Слышать суть. Соединять фрагменты в целое. Вместо перевода отдельных слов, идиом, конструкций, слышать и понимать больше – кто говорит, с какой целью, для кого, и что все это значит? Идет взаимодействие логической и нелогической систем. Человек учится анализировать полную информацию, не делать поспешных выводов на основании отдельных понятных ему фрагментов. Наработанный положительный опыт просто дополняется новым пониманием вещей – увеличивается именно объем мышления. Поэтому становится видна полная картина там, где год назад, например, все казалось туманным, и человек судорожно выбирал между Present Perfect и Present Perfect Continuous, когда оба варианты были неуместны.
Один из критериев развития этого навыка – когда человек перестает цепляться за отдельное слово (которое забыл или не очень подходит) и может спокойно перестроить всю структуру мысли и выбрать другие языковые элементы вместо того, чтобы долго искать точный перевод или точный синоним (то есть залипает в буквальной информации).
4. Передавать суть на уровне мысли. Образ – это тоже важный этап. Воспринимать и передавать образы, в которых нет выпавших пазлов – это важная предварительная работа. Поэтому я много внимания уделяю Storytelling. Не потому что это модный skill, и не потому что "stories sell", а потому что, когда человек говорит о себе – он несознательно передает гораздо больше информации. Тут много информации для анализа (своей собственной речи, паттернов, убеждений, отношения к себе и другим и пр.) и корректировок.
Тот, кто умеет воспринимать нелогическую информацию – сразу видит суть. Тот, кто отвлекается на упаковку – слушает умные истории и очаровывается логически связанной словесной манипуляцией.
Пока единицы умеют осознанно одухотворять свои мысли. Когда люди учат язык, им предлагают просто бросать слова в правильной форме в сторону собеседника. А уже задача – сделать из них связные предложения и понять смысл. Отсюда происходит известное "главное, меня понимают" (по моему мнению). Выходя на следующий уровень, люди сами чувствуют, что этого недостаточно.
Ситуации "вы меня не поняли" чаще всего исчезают, когда человек учится точнее формулировать, то есть вкладывать энергию и намерение в свою мысль. Тогда люди сразу понимают, им легко. Если этого не делать, то слушателю нужно прикладывать усилия (энергетические и логические), чтобы разобраться в том, что ему хотят сообщить.
Итак, образ – ненужный посредник, когда человек владеет мыслью. Не нужно визуализировать, представлять, напрягаться и тратить время на то, чтобы увидеть идеальную картинку или пытаться рассмотреть детали той картинки, которую рисует собеседник. На уровне мысли процессы идут раз в 1000 быстрее. Человек не обязательно видит образ, но точно воспринимает суть. Он может сам упаковать эту мысль в образ, чтобы передать другим – тем, кто не может пока воспринимать на той же частоте. Например, детям мы объясняем не так, как взрослым. И не злимся на них за то, что они пока не выросли.
Этот навык – управление мыслью, тоже тренируется. Я тренируюсь постоянно с моим преподавателем и применяю в своей деятельности. Совместно мы передаем этот навык в контексте управления информацией, которая поступает на русском и английском языках и в ситуациях, где нужно четко и без искажения передать смысл на разных языках.
Формулировка словами – это распаковка мысли. В управлении, точные формулировки формируют действия (в бизнесе, саморегуляции собственного здоровья, в любой другой сфере - если нечетко формулировать, невозможно получить прогнозируемый положительный результат).
5. Скорость восприятия и передачи информации. Скорость исправления ошибок и понимания (которое останавливает процесс повторения одинаковых ошибок).
Сначала тренируется внутреннее состояние. Управление собственным эмоциональным фоном, выход в ровность и баланс. Уже из этого состояния можно увидеть больше. Выучить новый язык и новую систему передачи мысли, не управляя собой, невозможно. Вернее, можно дойти до определенной точки, что мы и наблюдаем. Люди доходят до предела, нарисованного на сертификате и не понимают, почему сертификат о достижении высокого уровня не помогает им строить отношения с людьми, слышать интонации и тонкие намеки, выражать свои мысли и общаться без напряжения и страха, что кто-то заметит их ошибки.
Упражнения очень простые. Они интересны тем, что многослойные. Я уже который год делаю их сама (сначала много лет интуитивно, а последние два года системно), и мне в голову не приходило останавливаться. Когда смотришь на то же самое из нового состояния и другого качества мышления, видишь свой рост. И это мотивирует делать еще.
"За 8 месяцев у меня получился неожиданно большой результат. Что будет, если года два так поделать?", – это я себя спрашиваю.
Нет окончания процесса. Результат не имеет предела, и в данной системе это самое интересное. Не язык тут развивается до уровня: "Все, поезд дальше не идет. Выйдите из вагона". Нет, человек развивает свой потенциал. И никакая методика не может ограничивать это развитие, определять временные рамки для каждого и вбивать колышки, чтобы привязывать человека к уровню, написанном на колышке.