Найти тему
daymonri

Лоргар Аврелиан - Было нашим оружием Слово...

Оглавление

Вступление

Лоргар, также известный как Аврелиан и Уризен. Примарх XVIIлегиона Адептус Астартес Несущие Слово (ранее – Имперские Вестники).

Его называют Серым Кардиналом Ереси и Первым Еретиком. Считается, что именно с Лоргара началось проникновение сил Хаоса в сердца и души примархов. И это весьма иронично, ибо Лоргар на протяжении всего Крестового похода славил Императора как бога. Казалось, он фанатично предан своему отцу, хотя с самого начала было понятно, что Имперские Истины – не та доктрина, которой он присягнул на верность.

Задумчивый, мудрый, таинственный Аврелиан некогда был апофеозом человеческой веры. Но не в себя или светлое будущее, а в богов. В некие надмировые универсумы, для которых смертные и их миры – лишь игрушки. Насколько был прав Золотой? И насколько сильно он ошибался?..

Его легион одним из первых ощутил прикосновение скверны, именно в рядах Несущих Слово появилась двоедушники – космодесантники, в телах которых помимо человеческой души жила еще одна – демоническая. Сам Лоргар тоже вознесся до демон-принца, именно он сумел создать Руиншторм, разорвавший галактику пополам.

Тем не менее его всегда считали самым слабым среди братьев – как минимум, в плане боевого потенциала. Он был скорее священником, чем воином или правителем. Но сегодня мы узнаем правду о Лоргаре. О том, в какой момент он повернулся к Истинным Богам и когда они в ответ коснулись его своим божественным взором…

Символизм имени

Имя собственное «Лоргар» я нигде никогда не встречал. Однако мне известен топоним «Логар», это провинция в Афганистане. Сама провинция нас не интересует, но ее оригинальное название происходит из восточно-иранской группы языков пушту, записывается так «لوګر». Первый символ означает «великий», второй – «гора». Учитывая очевидную аналогию между Лоргаром и библейским Моисеем, Великая Гора кажется уместной (напомню, Моисей получил десять заповедей на горе Синай в Египте). По лору Вархаммера, Лоргар с колхидского переводится как «Приносящий Дождь», и значение лорного имени я разъясню ниже – это надежда на перемены.

Со вторым именем – Аврелиан – все значительно проще. Происходит оно от латинского «Aureus», что значит «Золотой». Собственно, Лоргара так иногда и называют – Золотой. Что касается исторического Аврелиана (полное имя – Люций Домиций Аврелиан), то этот римский император прославился как мудрый правитель и великий военачальник. Одна из его важнейших реформ касалась религии – он ввел единый по всей империи культ Непобедимого Солнца (Sol Invictus), унифицировав все солнечные культы Рима. При этом сам зачастую именовался богом и носил золотую диадему, имитирующую солнечные лучи. Думаю, тут аналогия с нашим Аврелианом тоже очевидна.

Третье имя примарха – Уризен. По лору Вархаммера, имя переводится как «мудрейший из мудрых» и в общем-то является даже не именем, а титулом. Реально Уризен – это существо в оригинальной мифологии Уильяма Блейка, английского поэта и художника. У Блейка Уризен – творец материальной вселенной, аналог библейского Иеговы. Но на мой взгляд, эта аналогия значительно глубже.

Дело в том, что оригинальное блейковское «Urizen», по его собственным словам, получено от оборота «your reason», что значит «твой разум». Уризен, по Блейку, это воплощение человеческого разума. И именно к этому архетипу в процессе своей духовной эволюции приходит Лоргар, у которого фанатичная религиозная приверженность в итоге трансформируется в понимание простой истины: «Верить – значит знать». В финале своих исканий Аврелиан верит в богов не потому, что так пишут древние тексты. А потому что он видел их, он говорил с ними, он ЗНАЕТ их.

По-моему, это и есть апофеоз истинной веры. Что до самого Лоргара – сейчас мы узнаем, сколь трудный путь ему пришлось преодолеть, пока он не обрел Истину…

-2

Становление Аврелиана и объединение Колхиды

Гестационная капсула Лоргара упала на Колхиду – мир бескрайних пустынь, отчасти сохранивший технологии эры ТЭТ. Колхида была во многом уникальной планетой. Ее города-государства образовывали довольно примитивную полисно-феодальную систему, базирующуюся на рабском труде. Но главной черной этой планеты бал тотальная вера.

На Колхиде ни один человек не сомневался в том, что боги существуют. Это было теократическое общество, в котором вера была столь же обыденным и неотъемлемым жизненным явлением, как детский плач или стук сердца. На планете было много церквей и религиозных культов, но все они так или иначе проповедовали веру во всесильных богов, правящих мирозданием.

Самой могущественной церковью Колхиды был так называемый Завет (в альтернативном переводе – Ковенант). Завет базировался в одном из самых больших и влиятельных городов, который назывался Варадеш. Именно из этого города происходил Кор Фаэрон – человек, чья судьба неразрывно связана с судьбой Аврелиана.

Но сначала Лоргар попал к одному из странствующих племен, которых называли Отвергнутыми. Эти племена постоянно перемещались по пустыням Колхиды от оазиса к оазису, но не имели права входить в полисы, потому что были отлучены от церкви. Тем не менее, эти люди также чтили Четырех Богов. На Колхиде их чтили все, без исключений.

Так или иначе, но капсулу с младенцем нашел вождь одного из таких племен по имени Фан Моргал. Он дал мальчику имя Лоргар, что на колхидском означает «Призывающий Дождь». С чего вдруг Фан решил назвать ребенка именно так? Точного ответа у нас нет. Вероятно, он сразу понял, что ребенок – не простой смертный, поэтому данное ему имя должно было стать символом его грядущей отнюдь не человеческой судьбы, в которой Моргал хотел видеть перемены для родного мира.

На семнадцатый день своей жизни на Колхиде, когда Лоргар уже превратился из младенца в мальчика, к становищу Отвергнутых подошел караван Кора Фаэрона.

Тут нужно пояснить, что Колхида втрое больше Терры и полный оборот вокруг местного солнца она делает за 5 терранских лет. Колхидские сутки равны 170 терранским часам. То есть к моменту прихода Фаэрона Лоргар прожил с Отвергнутыми около четырех месяцев по терранскому времени.

Кор Фаэрон некогда был жрецом Завета, но его изгнали из Варадеша (Города Серых Цветов) за то, что он называл священнослужителей церкви забронзовевшими в своих религиозных доктринах. Кор видел, что эти люди, погрязшие в пороках, просто не хотят выпускать из своих рук власть над жизнями миллионов. Они уже давно утеряли искреннюю веру в Силы (так Кор называл богов), а их религиозные обряды и шествия – не более чем формальность. Фаэрон говорил, что они даже не понимают слов, которые составляют их религиозные тексты, и сами не знают, чему учат аколитов. Вера Завета, по словам Фаэрона, лишилась души и уже не была Истинной Верой.

Увидев фиолетовые глаза Лоргара, лучащиеся иномировым светом имматериума, Кор Фаэрон мгновенно признал в нем посланца Сил. Но тут важно сразу понять одну вещь – Фаэрон далеко не такой простой персонаж, каким может показаться. В нем будто жило две сущности. Первая – искренний фанатик, для которого вера была самой жизнью и который действительно жаждал служить Силам, делая все и даже больше. Но его второе я было именно тем, против чего он боролся в Варадеше. Он был себялюбив и горделив, ни во что не ставил жизни других, исключая случаи, когда ему было что-то нужно от другого человека. Он был коварен и жесток, лжив и эгоистичен. И несмотря на всю его пламенную любовь и преданность Силам, он никогда не собирался за них умирать. А в мире земном больше веры его интересовала только власть.

-3

Фаэрон приказал истребить племя Отвергнутых, которое нашло Лоргара, чтобы никто больше не узнал о чудесном мальчике. И что же сделал Лоргар, когда увидел, как жестоко уничтожают людей, которые нашли его и приняли в семью? Он ничего не сделал. Он задумчиво смотрел на бойню, не меняясь в лице и не говоря ни слова. Сначала я подумал, что он просто не знал, как отреагировать, не понимал, как нужно поступать в такой ситуации. Но вскоре все встанет на свои места…

Кор взял будущего примарха в аколиты и стал учить его Истинной Вере. При этом обучение у тираничного и безжалостного Фаэрона нередко сопровождалось избиениями за малейшие провинности (например, когда Лоргар задавал слишком много вопросов или просил попробовать прочесть книгу, которую сам Фаэрон не мог перевести). При этом, учитывая сверхчеловеческие способности Аврелиана, наказывать его таким образом было непросто. Вскоре Кор стал приказывать своим воинам бить Лоргара дубинами, чтобы на его теле оставались хоть какие-то раны.

Еще одно важное отступление. Мы точно не знаем, сколько лет было Кору Фаэрону, когда он нашел Лоргара. Но он описывается как юноша, которого остальные в караване изгнанников слушались вовсе не из-за его возраста или опыта, а из-за религиозного авторитета, который он сумел завоевать среди жителей Варадеша. То есть у рабов, принадлежавших Фаэрону, не было выбора – их изгнали из города вместе с ним. Но Аксата и его воины-наемники следовали за Кором по собственной воле, как и многие другие из его каравана. Это важно понимать – они следовали ЗА ЮНОШЕЙ. Не думаю, что ему было сильно больше двадцати лет, но я акцентирую внимание на том, что вне зависимости от прочих личностных качеств Кор был лидером, за которым шли.

Несмотря на то, что Фаэрон признавал в Лоргаре посланца Сил, он не собирался давать своему аколиту хоть сколько-нибудь власти. Более того – он постоянно унижал ученика, явно доминируя над ним и стараясь сформировать у будущего примарха эмоциональную зависимость в отношении учителя. Естественно, Кор манипулировал мальчиком, стремясь использовать его способности для упрочнения собственного положения, а в будущем – для возвращения в Варадеш и свержения Завета.

И все же несправедливо сказать, что Кор Фаэрон только лишь использовал Лоргара. Сначала – вполне вероятно. Но потом он проникся к ученику симпатией и безусловно полюбил его. Это хорошо показано в книге о Лоргаре из цикла «Примархи» Гэва Торпа. Вот лишь один из множества таких эпизодов:

«Жрец еще не опомнился, в ушах у него звенело, но он подполз к страдающему ученику и ласково коснулся его рукой. При виде спазмов и конвульсий, терзающих Лоргара, у пастыря сдавило грудь и стиснуло в груди».

Я думаю это вполне показательный момент. Хотя каким образом в Фаэроне помимо фанатика и тирана уживался еще и отец – это действительно непросто постичь. Но я уже говорил, что Кор сложнее, чем кажется. Тем более, что именно он раскроет секрет Лоргара… А пока он действительно переживал за ученика. И когда Аврелиан ушел в пустыню, чтобы догнать и наказать наемников, сбежавших после неудачной попытки смены власти в караване, Кор Фаэрон даже заплакал, боясь, что отправил приемного сына на верную гибель.

И в чем еще нельзя отказать Кору, так это в мудрости. Он действительно хорошо понимал, как устроен институт церкви и зачем человеку нужна религия. Из книги про Лоргара мне запомнилась одна фраза Фаэрона: «Нужно понять и принять, что обращение кого-либо в твою веру – это всегда акт духовного насилия». Согласитесь, это столь же мудро, сколь и истинно. Жаль, что многим религиозным деятелям нашего мира не хватало в прошлом этого понимания. Как, впрочем, не хватает и сейчас…

Еще не могу не отметить эпизод, когда Кор наказал Лоргара за то, что тот просто наизусть повторил его проповеди. На мой взгляд, это было справедливое наказание, хотя и жестокое. Ведь тем самым Кор хотел показать Аврелиану, что вера – это не заучивание гимнов и писаний. Вера – это знание. Это понимание природы окружающего мира, которое должно идти изнутри.

Многие на этом моменте уже должны задаться вопросом – почему Лоргар терпел откровенно жестокое обращение, унижения и побои? Ведь он мог в любой момент свернуть Кору шею и встать во главе каравана, взяв в свои руки абсолютную власть над этими людьми. Тем более, чем его уважали, потому что он всегда старался помогать другим в их тяжелом физическом труде. И ему это отлично удавалось, учитывая, что даже в юном возрасте он был вдесятеро сильнее и выносливее даже профессиональных воинов.

Но почему Лоргар терпел Фаэрона? Почему поддерживал его авторитет и даже спас ему жизнь во время уже упомянутой попытки переворота? Читая книгу про Уризена, я долгое время не понимал этого. Мне казалось, что причина кроется в излишне мягком характере будущего примарха и в том, что Истинная Вера Фаэрона действительно его заинтересовала. Ведь он фанатично тянулся к знаниям и старался постичь то, о чем толковал учитель. Но позже мы раскроем истинные мотивы Аврелиана. Просто теперь держите в памяти два эпизода – как он стоял и смотрел, пока убивали Отвергнутых, и как он все прощал Фаэрону.

При этом Кор был далеко не единственным в караване, у кого Лоргар учился. Например, он сблизился с одним из рабов по имени Найро, который давно служил Фаэрону, а раньше был учителем (светским, не жрецом). Найро, как и все на Колхиде, был фанатично предан вере в Четырех, точнее – он вынужденно верил в версию Кора. Но в противоположность своему господину он не был жесток и самолюбив. Он старался учить Лоргара гуманности и даже в какой-то момент пытался настроить его против наставника, видя, что Кор Фаэрон просто использует мальчика (хотя, как мы уже поняли, это не в полной мере так).

-4

Однако Лоргар не пошел против наставника, хотя доводы раба были логичными и очевидными (очевидными даже для рабов и не шибко умных наемников!). Но и к Найро будущий примарх не стал после этого относиться хуже. Он ценил его советы и уважал, а позже он спасет ему жизнь – не даст погибнуть под траками боевой машины одного из полисов Колхиды. Найро не останется в долгу, и не то чтобы спасет, но поможет Лоргару в бою, на что Золотой ответит: «И ты еще спрашивал, почему я тебя спас?» Это третий концептуальный момент, который нам важно запомнить. Читая этот эпизод, я подумал, что Лоргар говорит о братской взаимовыручке, о том, что это естественно – когда люди одной веры помогают друг другу в правой борьбе. Но позже оказалось,что я ошибался…

Со временем все в караване начали уважать Лоргара, а наемники во главе с Аксатой в какой-то момент отказались бить его по приказу Фаэрона. Кор понял, что власть уходит у него из рук и не стал перечить воинам. Но он все еще имел колоссальное влияние на Лоргара и тот, несмотря на всю свою мощь, по-прежнему вел себя как смиренный аколит. Фаэрон объявил Лоргара Несущим Слово, и тот вскоре (не без тончайших намеков от Кора) пришел к выводу, что их Истинная Вера должна стать единой верой Колхиды.

Тут нужно сказать, что вера Лоргара и вера Фаэрона несколько отличались. Кор неотступно верил в Четырех Богов, но Лоргару периодически приходили экстатические пророческие видения, в которых он видел некое золотое существо и мага подле него. Фаэрон трактовал это видение так: Золотой – Лоргар, а маг – это он сам, Кор. Но Аврелиан не был в этом уверен. Он провозгласил, что над Четырьмя Богами стоит некий Единый бог, который наблюдает за Колхидой и скоро явится на нее во плоти. Кор Фаэрон не слишком доверял этой «версии» про единого, но не смел перечить аколиту, видя в его фиолетовых глаза такую веру, которая ему самому и не снилась.

Вскоре Лоргар начал освобождать рабов и многие полисы сами открывали перед ним ворота. Зачастую караван останавливался у городских стен и Аврелиан без умолку часами проповедовал. После таких проповедей рабы восставали, захватывали власть в городе и выходили к каравану, чтобы поклониться Носителю Слова и стать частью его разрастающейся паствы. А потом все чаще не только рабы, но и свободные люди стали присоединяться к Лоргару, правители городов сами склоняли головы перед Золотым.

Почему они это делали? Кто-то, вероятно, просто не стал дожидаться восстания своих рабов, но многие, без сомнения, подчинялись воле божественного существа, слова которого, казалось, проникают в самую душу. Лоргар проповедовал так, как не смог бы ни Фаэрон, ни один из жрецов Завета. Сначала его сравнивали с четырьмя пророками древности (по каждому на одного бога), но потом всем стало ясно, что равных этому величественному посланцу Сил никогда не было, и не будет.

Интересен эпизод, где Лоргар в пустыне побеждает чудовищного червя, который до этого с легкостью уничтожает несколько десятков наемников. Однако Аврелиан просто позволяет червю проглотить себя и убивает его изнутри, хотя и сильно страдает от ядовитой слюны монстра, которая разъедает его плоть подобно сильнейшей кислоте. После этого к каравану Лоргара начинают стекаться племена Отвергнутых со всей Колхиды, увеличивая в числе как его паству, так и его армию.

Однако некоторые города не соглашались присоединиться и тогда Лоргар применял не Слово, а Булаву. Причем первую свою булаву он сделал из колесной оси, и в дальнейшем лишь модифицировал свое грозное оружие. Причем первый бой Аврелиана показателен – мы видим его от лица Найро, который понимает, что Золотой – ну совсем не воин. Тем не менее, за счет нечеловеческой способности к усвоению и анализу информации к концу первой же схватки Лоргар сражался импровизированной булавой куда лучше, чем в начале. А к финалу своего похода он уже стал не только великим проповедником, но также отменным полководцем и воином, закаленным в бесчисленных боях.

Когда армия Лоргара подошла к Варадешу, захватить который Кор Фаэрон мечтал с того дня, как жрецы Завета изгнали его, все готовились к кровопролитному сражению. Но оказалось, что низшие сановники уже казнили Экклезиарха (главу церкви) и высших иерархов Завета. После этого Лоргар был рукоположен в сан Экклезиарха, став главой единой колхидской церкви. В дальнейшем большинство городов сдавались его армиям без боя, но некоторых воины Лоргара безжалостно предавали огню и мечу за отказ от веры в Единого бога.

Аллюзия с восхождением веры Лоргара на Колхиде кажется мне вполне очевидной. Ведь христианство тоже изначально было религией бежавших из Месопотамии рабов, осевших сначала в Египте, а потом оказавшихся под пятой Рима (в те далекие времена это была лишь небольшая секта, именовавшая себя назарьянами). Но затем новая религия, провозгласившая истинным лишь одного бога, окрепла, и ее фанатичные последователи стали предавать тому же огню и тому же мечу всех, кто отказывался признать их взгляды единственно верными. Великие крестовые походы, Святая Инквизиция, на самом деле я не думаю, что здесь нужно что-то пояснять…

Пока Лоргар нес Слово во все уголки Колхиды, в Варадеше вправил Кор Фаэрон. И нужно сказать, что он занимался вовсе не укреплением собственной власти. Ладно, не только этим. На самом деле он вел тайную войну, подкупая, обманывая и устраняя нежелательных людей руками наемников, чтобы облегчить Аврелиану покорение Колхиды. И хотя со стороны (для того же Найро) все выглядело иначе, в действительности Фаэрон всеми силами помогал Лоргару и его помощь была неоценимой. Само собой, параллельно он не забывал редактировать учебные программы новых аколитов в соответствие с собственными взглядами.

Интересно, что в какой-то момент Аврелиан пересек пол планеты, тайно скрывшись от собственных людей, чтобы инкогнито придти в Город Серых Цветов и «проведать» своего бывшего наставника. Фаэрон был застигнут врасплох, поняв, что Лоргар либо догадывается, чем на самом деле занят Кор, либо уже давно все знает. Читая этот фрагмент, я не придал ему существенного значения, тем более, что их странный разговор по сути ничем не заканчивается, а Лоргар потом просто уходит, возвращаясь к своей армии. Но позже стало ясно, что конечно Аврелиан обо всем знал. И знал он куда больше, чем сам Фаэрон…

В итоге, когда Уризен вернулся к воинам (к этому моменту ему уже дали и это имя, что с колхидского переводится как «мудрейший из мудрых»), на планете остался лишь один город, не покорившийся воле Экклезиарха. Этот город назывался Гахеварла и его защищал некий артефакт из эры ТЭТ, который создавал вокруг полиса непроходимую песчаную бурю, мгновенно отделявшую плоть от костей любого глупца, решившего к ней приблизиться. Никто не знал, как Аврелиан собирается штурмовать Гахеварлу и он снова всех удивил. Золотой просто подошел к буре вплотную, воззвал к Единому богу и буря расступилась перед ним. Он развел руки в стороны – и буря повиновалась ему, открыв широкий проход для армии царя-проповедника.

И снова очевидна Библейская аналогия с Моисеем, который при других обстоятельствах свершил нечто очень похожее. Напомню – уводя евреев из Египта (хотя сам он был египтянином и его настоящее имя – Хозарсис, что значит «Сын Осириса»), Моисей буквально развел руками Красное море. Так евреи бежали на восток, а воины фараона, последовавшие за ними, были истреблены обрушившимися на них волнами.
Но конечно, это не единственная параллель. Сама Колхида, представляющая собой одну безбрежную пустыню, по которой Лоргар водил своих людей, проповедуя и собирая новых последователей, сильно напоминает известную историю из Библии, когда Моисей с евреями сорок лет странствовал по Синайскому полуострову. Конечно, у Моисея все было попроще – лишь скиния, традиционный походный храм. У Лоргара храм был куда технологичнее и эффектнее (да и эффективнее в общем-то…).

После падения Гахеварлы Колхида наконец была объединена под рукой Лоргара Аврелиана, Экклезиарха церкви Завета, единственной церкви на планете. И хотя Кор Фаэрон продолжал верить в Четырех богов, по-прежнему называемых им Силами, он являлся Верховным Жрецом и не мог перечить Лоргару. Да и не хотел, потому что в какой-то момент все понял.

И читатель тоже все понимает на последних страницах книги Гэва Торпа, особенно когда Аврелиан, не раздумывая, одним ударом булавы превращает голову Найро в кровавую кляксу за то, что тот поднял оружие на Фаэрона. Однако Кор видит, что Уризен спас его не из-за какой-то там привязанности (да и, честно говоря, не было никакого смысла в столь показательной жестокости). Просто у Лоргара был план. У него был план с того момента, как он впервые открыл свои фиолетовые глаза под солнцем Колхиды. И к этому плану мы конечно еще вернемся…

-5

Братство Лоргара и пришествие Императора

Лоргару и Фаэрону не удалось полностью искоренить из Завета жадность, зависть и ненависть к тем, кто сильнее. Ситуация усугубилась тем, что Аврелиан все чаще видел в своих грезах золотого воина и одноглазого мага подле него. Он стал проповедовать собственные взгляды, которые сильно отличались от ортодоксальных учений Колхиды. Он говорил о Едином боге, а не о Четырех богах, и утверждал, что этот бог вскоре посетит их.

Предатели из Завета попытались арестовать Лоргара, обвинив его в еретических учениях, однако все они были убиты сподвижниками Аврелиана. После этого Завет разделился на тех, кто следовал Старой Вере, и на Братство Лоргара, уверовавшее в Единого. Религиозная война охватила всю Колхиду и каждому пришлось выбрать сторону. Эта война, известная как Война Раскола, закончилась спустя шесть лет, когда Уризен штурмом взял Собор Просвещения в Варадеше, где находилась штаб-квартира сторонников Старой Веры.

Аврелиан больше не хотел ни с кем договариваться и просто убил всех в Соборе Просвещения. После этого около трети населения Колхиды отвернулось от него, приняв Старую Веру. Аврелиан выбрал самых верных своих последователей, фанатичных воинов-жрецов, и приказал им провести великую чистку в полисах, где были замечены противники веры в Единого. Сам же Лоргар вновь стал проповедовать, обещая, что Единый под именем «Император» придет на Колхиду через год. При этом Фаэрон признался своему бывшему аколиту, а ныне – Экклезиарху реформированного Завета, что по-прежнему верит в Четырех богов, но также признает, что Единый стоит выше остальных Сил.

В 857.М30 Император вместе с Магнусом спустился на Колхиду и Лоргар без раздумий встал перед ним на колено, увидев наконец своего Единого бога. Вместе с Аврелианом перед Императором преклонилась вся планета. После этого Император дал под командование Уризену легион Имперские Вестники, который был создан из его геносемени. Аврелиан с жаром принял титул примарха и пообещал нести веру в Бога-Императора во все уголки галактики. И его не смутили слова отца о том, что он не бог и что Имперская Истина – светская, а не религиозная доктрина.

Оставив своих доверенных лиц править Колхидой, Лоргар присоединился к Великому крестовому походу отца. Император продолжал настаивать, что он не бог, и это парадоксальным образом лишь еще больше убеждало Аврелиана в истинности его веры. Ибо кто, как не истинный бог, будет так упорно утверждать, что на самом деле не является богом? В действительности, это утверждение Лоргара кажется мне… довольно спорным (хотя, вспоминая «Уловку 22» Хеллера, все как раз логично). Однако нельзя забывать, что он был взращен планетой фанатиков, с воздухом и водой Колхиды он впитал в себя религиозный фанатизм. Для него вера буквально была жизнью, ему нужно было во что-то верить. В кого-то. А если в кого-то и верить, то тогда уж в самое сильное существо галактики!

Император прямо говорил Аврелиану, что не одобряет его действий, но Лоргар не слушал, как и положено фанатику. Он реорганизовал структуру Колхиды и своего легиона, положив в основу религиозное представление о Боге-Императоре, воля которого – есть закон. Он завоевывал один мир за другим, но нес на эти планеты не научное, а эзотерическое просвещение. Он проповедовал не о прогрессе и объединении всего человечества под диктатом разума и логики, а о том, что каждый в этом мире живет ради Бога-Императора и взамен получает великую честь служить этому богу.

Несомненно, здесь в действиях Уризена прослеживается образ Томаса де’Торквемады, первого Великого инквизитора, основателя инквизиции в Испании. Я не буду подробно излагать биографию Торквемады, достаточно сказать, что он был истинным апофеозом религиозного фанатика. По разным данным его инквизиторы пытали порядка 30 тысяч человек и заживо сожгли от 8 до 15 тысяч по обвинению в ереси против единого бога. При этом Торквемада был известен как великолепный оратор, проповеди которого буквально зажигали в людских сердцах ненависть к еретикам.

Кстати, в самом начале Крестового похода Кор Фаэрон на свой страх и риск прошел операции по модификации, став не полноценным, но все же космодесантником. Аврелиан назначил его капитаном Первой роты и своим главным советником.

Томас де'Торквемада
Томас де'Торквемада

Император как Бог

Нужно сказать, что Лоргар был не первым, кто считал Повелителя Человечества богом. Известно, что так считали некоторые смертные, кто был знаком с Императором еще до эры ТЭТ. Позже, во время Объединительных воин, многие техноварвары называли Императора демоном, хотя другие называли его ангелом или духом. Поэтому действия Лоргара не были нонсенсом. Его же самого понять несложно – как я уже сказал, он рос в мире, где жизнь и религия были синонимами. Все, кто его окружал – жрец Фаэрон, раб-учитель Найро, наемник Аксата – в той или иной степени были религиозными фанатиками. И на все это наложились пророческие трансы.

В итоге, увидев золотого воина из своих видений вживую, Лоргар просто не мог не уверовать в него. И тут мне кажется странным, что Император на протяжении десятилетий допускал эту веру. Да, он выказывал недовольство, но у нас нет сведений о том, что до Монархии он хоть раз пробовал вразумить сына чем-то, кроме типовых фраз о том, что Империум – светское государство и что сам он (да запомни уже!) не бог. Но еще интереснее то, что во время Великого крестового похода Лоргар написал хорошо нам известный текст Lectitio Divinitatus, в котором он попытался с точки зрения рационализма разъяснить свою веру в Бога-Императора. Впоследствии этот текст станет основой Имперского Культа, который в М32 трансформируется в полноценную государственную церковь Империума.

Халик-Гар, Маэдро Вессар, Устюн Чо – Аврелиан буквально заразил своей фанатичной верой многих воинов в легионе Имперские Вестники. И если у Эреба с Фаэроном всегда были «свои взгляды» на религиозные воззрения отца, то большая часть Вестников со временем действительно восприняла его веру. Воины видели, как перед Императором склоняются мириады миров и что нет того, кто сумел бы его остановить. А рядом с Лоргаром, который распространял вокруг себя ауру фанатичного рвения, легионеры входили в религиозный экстаз и становились уже не просто воинами. Они становились истинными Несущими Слово. Вот только чье слово они несли во все уголки галактики? Императора? Или уже Лоргара?...

-7

Великий крестовый поход

Самых верных сподвижников Лоргар окрестил капелланами – эта новая должность в легионе была призвана сплотить верующих и не позволить даже малым крупицам ереси тлеть в сердцах планет, которые Вестники привели к Согласию. Аврелиан ввел в легион сложную систему обрядов и религиозных ритуалов, в обиходе воинов появились такие понятия как «апостол», «атам», «символ веры».

Древние тексты, принадлежащие иным религиям, сжигались, а их последователи либо обращались с молитвами к Богу-Императору, либо безжалостно истреблялись. Несущие Слово сносили церкви, уничтожали статуи пророков и жрецов. На месте пепелищ они возводили новые величественные храмы в честь Бога-Императора, упиравшиеся в небеса своими золотыми шпилями. На всех площадях и перекрестках они ставили памятники Повелителю Человечества – много десятков и даже сотен метров высоту, и тоже из чистого золота.

Позже, после Никейского Совета, капелланы появятся и в других легионах. Но пока среди Имперских Вестников начали формироваться братства, уже не в полной мере определяемые обычной военной иерархией. XVII легион на этом этапе Крестового похода сильно отличался от других легионов, тем не менее – они были невероятно эффективны на поле боя, а сам Лоргар порой приводил к Согласию целые звездные системы даже не касаясь своей чудовищной булавы, известной как Иллюминарум (выкована Манусом). Он стал проповедником галактики, Экклезиархом Империума.

Почему же Несущие Слово так легко стали религиозными фанатиками и почему в дальнейшем так же легко сменили веру в Единого на Старую Веру, от которой никогда не отрекался Кор Фаэрон? Все просто – это было в их генах. Вероятно, Император таким и задумывал Аврелиана – способным умиротворять планеты не силой оружия, но силой слова. И он действительно мог это делать! Просто Колхида добавила к ораторскому дару и тонкой эмпатичности еще одну черту – религиозный фанатизм.

Эта черта передалась его воинам и поэтому нет ничего удивительного в том, что в какой-то момент они стали сражаться за то, что раньше искореняли всеми силами, называя ересью. Потому что такова природа фанатика – ему нужно верить, а во что он верит – вопрос второстепенный. Главное – чтобы эта вера наполняла его душу праведным гневом, а в сердце зажигало пламенное желание нести Истину непросвещенным. Что до природы Истины – повторюсь – это уже не столь важно.

С течением времени в легионе почти не осталось терранцев (и я вполне допускаю, что Лоргар с самого начала намеренно шел к этому). Новые рекруты впитывали с генами своего отца и его веру, их не нужно было ни в чем убеждать – они с рождения знали, что их путь – священная война во имя Бога-Императора и Носителя Слова, их генетического отца. И в этот момент Аврелиан меняет название легиона с Имперских Вестников на Несущих Слово. Остальные легионы даже не поняли в чем дело, но для Уризена это был символ тотального перерождения его сыновей, вслед за которым – он не сомневался в этом – скоро переродится вся галактика!

-8

Арифметика веры и урок Монархии

Лоргар всегда был менее воинственным, чем его братья (или же хотел таким казаться, как думал Фаэрон?..). Так или иначе, он свято верил в том, что религия есть апофеоз самовыражения любого человека и стремиться к ней – естественно, это высшее благо. Он верил, что его путь к истине уже свершился, ибо он нашел эту истину в обожествлении своего отца. С одной стороны, такой подход не обязательно деструктивен. С другой – он невозможен без фанатизма, а фанатизм слишком… стихиен и непредсказуем.

Вероятно, большинство примархов действительно считали Лоргара слабаком. Потому что он был менее агрессивен, чем они, и менее склонен к насилию (и любой, кто рос в семье со множеством братьев, отлично знает, что так всегда и бывает). Там, где другие легионы оставляли за собой горы трупов и выжженные земли, Несущие Слова методично «перевоспитывали» население, теряя массу времени на приведение к Согласию миров, которые другие примархи захватили бы и усмирили за считанные дни.

Однако в этом был свой плюс – Несущие Слово на всех мирах оставляли значительный контингент, включая капелланов и апотекариев. Как результат – у них никогда не было проблем с рекрутами, которых они набирали по всей галактике, и очень быстро легион Лоргара стал одним из самых многочисленных. Тем не менее, Аврелиану было все равно, что думаю братья. Как это ни парадоксально, но ему было даже все равно, что думает Император. Как и положено фанатику, он просто никого не слушал.

Вскоре в Имперской Гвардии, сражавшейся вместе с Несущими Слово, начали ходить слухи о том, что ритуалы легиона слишком… религиозные. Что воины Лоргара все больше становятся похожи на язычников с далеких миров, которых раньше они хладнокровно истребляли железной рукой. Эти слухи достигали высших эшелонов власти и… ничего не происходило. Вероятно потому, что Несущие Слово делали главное – приводили миры к Согласию. А большего не требовалось ни терранским бюрократам, ни самому Императору.

Кроме того, нужно понимать, что Империум в то время был машиной войны колоссальных масштабов. И отдельные механизмы этой машины были разбросаны друг от друга на расстояния, которые даже сложно представить. Невозможно было за всем уследить, Совет Терры просто не имел достаточно ресурсов, чтобы проверить каждый слух. Все эти факты суммировались и привели к тому, что Несущие Слово просто шли своим путем, уже сильно отличающимся от пути, который диктовали Имперские Истины. Их фанатизм перемалывал все подряд, они с одной стороны считали себя носителями высшей Истины, с другой – постоянно находились в поисках этой самой Истины, желая чего-то большего. И это вновь наглядно демонстрирует нам природу религиозного фанатизма как социального явления.

Почти сто лет Великого крестового похода минуло и легион Несущих Слово стал одним из самых эффективных. Но главное – ни одна из планет, приведенных к Согласию Лоргаром, даже не помышляла о восстании. Ни одна не давала сбоев по выплате десятины. И ни разу за это время Император не упрекнул сына в том, что он выбрал не ту дорогу. На самом деле, у нас нет точных сведений, какие слухи доходили до Императора и что он говорил на их счет. Мы не знаем, пытался ли он связаться с Лоргаром, общался ли с ним, пробовал ли убедить отступиться. Вполне возможно, что все эти десятилетия им обоим было «не до друг друга», а потом, в какой-то момент Император получил полную сводку по Несущим Слово и увидел опасность в действиях своего сына.

Но даже если Император пытался переубедить Аврелиана на пике Крестового похода, было уже слишком поздно. Итог один – Повелитель Человечества призвал другого своего сына Робаута Жиллимана, чтобы преподнести Лоргару наглядный урок. Нет ничего удивительного в том, что для «демонстративного наказания» Император выбрал Ультрамаринов. Легион Робаута имел идеальный послужной список и был безупречен во всех отношениях. Если уж кто из братьев имел право упрекнуть в чем-то другого брата, то ни у кого не было на это прав больше, чем у Жиллимана. Тем более, что такое право было санкционировано самим Императором.

Повелитель Человечества вместе с полным легионом Ультрамаринов и в сопровождении Легио Кустодес прибыл на планету Хур и уничтожил ее столицу – Монархию. Монархию Несущие Слово называли «идеальным городом», потому что в нем они воплотили все свои представления о том, какой должна быть совершенная религия. Это был город-храм, подобных которому не строили ни до, ни после. И когда великолепная Монархия была уничтожена, всему легиону Несущих Слово во главе с их примархом было приказано высадиться на планету и выстроиться на плато возле догорающих руин.

Император психическом воздействием заставил Аврелиана и его воинов преклонить колено перед ним и Жиллиманом в пепле города, который некогда был их апофеозом. В ярости Аврелиан атаковал Робаута и разбил Иллюминарумом нагрудник владыки Ультрамара, повергнув того на землю. Но Жиллиман не опустился до ребяческой драки (не на глазах у отца!). Император в сопровождении Ультрамаринов и Кустодес покинул Хур, не говоря более ни слова. Своими действиями он хотел добиться лишь одного – показать сыну, что тот ошибался. Что Повелитель Человечества – никакой не бог. Что он – тиран, правящий галактикой, и его приказы должны исполняться, а не обсуждаться. И это справедливо – потому что только такой человек в состоянии удержать власть над бессчетным множеством миров.

-9

Паломничество Лоргара и перерождение легиона

Со стороны казалось, что после Монархии Несущие Слово изменились, стали беспрекословно лояльны. Некоторое время они не принимали активного участия в Великом крестовом походе, а когда вновь двинулись по этому пути – их уже нельзя было остановить. Булава сменила наконец Слово и миры запылали, а целые цивилизации перестали существовать. Говорят, что Императору нравилась новая доктрина Несущих Слово и он увидел в них тех, кого и задумывал. Другие примархи были уверены, что Лоргар обуздал свой религиозный фанатизм и теперь рвется вперед, обуянный мрачной решимостью уничтожить прошлое легиона и сделать его достойным отца, превратив Несущих Слово в образцовых воинов светского Империума. Но все они конечно ошибались…

В действительности, легионеры, вставшие с колен в пепле Монархии, больше не служили ни Империуму, ни Императору. Кор Фаэрон и Первый капеллан Эреб – оба были ярыми сторонниками Старой Веры. Причем Эреб, как показано в рассказе «Дитя Хаоса» Криса Райта, был отравлен ядом варпа задолго до того, как вступил в легион, по сути – он родился таким, со сгустком иномирового мрака вместо сердца. Кор же всегда искренне верил в Четырех, и вместе с Эребом они решили, что знают – чем заполнить пустоту в душе их отца, которая после Монархии все ширилась и ширилась.

Тут важно понять состояние Лоргара. Да, он был фанатиком в самом непосредственном смысле. А что происходит с фанатиком, когда предмет его веры оказывается… совсем не тем, чем представлялся? Верно – он ищет новую точку опоры. Он ищет что-то еще более мощное и яркое, во что он мог бы поверить, не боясь снова разочароваться. Поэтому когда Фаэрон и Эреб предложили Аврелиану новую Истину, тот сомневался, но не отверг своих сыновей. Потому что он не мог не заинтересоваться возможностью отыскать Истинных Богов, достойных поклонения и не плевавших на искреннюю веру, как это делал Император. Пустота в душе Аврелиана жадно алкала, чтобы ее заполнили.

Я не буду подробно описывать Паломничество Лоргара, все и так хорошо о нем знают благодаря роману «Первый Еретик» Аарона Дембски-Боудена. Поэтому пройдусь лишь по наиболее значимым моментам. Само понятие «Паломничество» пришло из древних текстов служителей Старой Веры. Под ним подразумевалось некое путешествие в считавшееся вовсе не мифическим место, где люди и боги могут встретиться, где два мира – мир смертных и мир бессмертных – пересекаются и грань между ними перестает существовать.

По наущению Эреба и Фаэрона в составе 1301-о Экспедиционного флота Лоргар отправляется к окраинам Имперского пространства. Вместе с Аврелианом к флоту присоединились пять кустодиев, которым Император приказал следить за своим сыном, чтобы он больше не повторял своих ошибок. Вскоре флот подошел к планете Кадия, которая располагалась в непосредственной близости от колоссального варп-разрыва (позже Пертурабо назовет его Око Ужаса). Именно на Кадии Уризену предстоит узнать, что осколки древних религий, которые он находил на тысячах миров и которые так напоминали Старую Веру Колхиды, были вовсе не крупицами бессознательного человеческой расы, а отражали единственную религиозную константу галактики – Боги существуют, и они не глухи к молитвам.

На Кадию с Лоргаром высадились воины Ордена Зазубренного Солнца, кустодии и части Легио Кибернетика. Их встретили аборигены с примитивным кремневым оружием, но в их фиолетовых глазах не было страха или удивления. Из толпы аборигенов к Аврелиану вышла женщина – жрица Богов Хаоса по имени Ингефель. Затем на глазах у Аврелиана она инициирует ритуал, в ходе которого один из кустодиев приносится в жертву, а женщина перерождается в демона (или скорее – демон воплощается в ее теле). Под руководством перерожденной Ингефель корабль «Плач Орфея» входит в Око Ужаса.

В варпе Ингефель показывает воинам Зазубренного Солнца падение эльдар и говорит, что их империя была уничтожена потому, что они не захотели принять своего Истинного Бога. Демон предупреждает легионеров, что Империум Человечества может повторить ту же ошибку.

Затем Ингефель показывает им прошлое, она показывает гималазийские лаборатории Императора. В этом видении Аргел Тал, магистр Ордена Зазубренного Солнца, артефактными клинками бьет по генератору поля Геллера и тот взрывается. Учитывая, что его клинки распадаются на осколки и действительно перестают существовать, возникает закономерный вопрос – было ли это ведением? Или Ингефель на самом деле вернула их в прошлое и Аргел своими руками уничтожил психическую защиту лаборатории Императора, чтобы Боги Хаоса могли разметать гестационные капсулы с примархами по галактике?..

Никто точно не знает, сколько по внутреннему времени корабля «Плачь Орфея» скитался в варпе. Для воинов Тала прошли месяцы или даже годы. В какой-то момент они были вынуждены пить кровь собственных братьев, чтобы выжить. И они вернулись измененными. В каждом из них теперь было две души – человеческая и демоническая. Их стали звать двоедушниками. Орден Зазубренного Солнца перестал существовать, теперь воины Аргела Тала стали Гал Ворбак, элитой Несущих Слово.

После этого Лоргар подвергает Кадию орбитальной бомбардировке, чтобы больше никто не смог пройти тот путь, которым шел он. Сам Аврелиан на «Грозовой Птице» летит в Око Ужаса и высаживается на мертвом мире Шанриата, где его встречает Ингефель. Там демонесса раскрывает Уризену одну из первичных истин галактики: существа имматериума не имеют душ, их сущность – это их психическая оболочка. Душа есть лишь у тех, кто рожден в материуме, однако потенциал их физических тел позволяет вмещать себя сразу две сущности. Таким образом, существа материума и имматериума изначально рождаются для взаимного симбиоза.

Также Ингефель открыла Лоргару, что все его братья обрели собственную силу с рождения, но его сила еще не обретена и она придет к нему лишь тогда, когда он пройдет свое Паломничество до конца. Ингефель рассказала, что когда умирает эльдар – его душа поглощается Слаанеш. Но с остальными смертными иначе – верные попадают в царство одного из Четырех Богов, смотря кому они присягнули на верность. Неверные, отказавшиеся от истины, вечно дрейфуют в Эфире, пока не становятся пищей для Нерожденных. Это знали все древние религии, но в одном они ошибались – нет ни рая, ни ада. Имматериум – и то, и другое вместе, но для верных слуг Богов это место становится небесами, а для еретиков – преисподней.

Следующей истиной стал аватар эльдарского бога войны Кхейна, который был призван на погибающем Мире-корабле перед самым падением эльдар, но ничего не смог сделать. Ингефель на примере Кхейна, который теперь мог существовать только в форме аватаров, показала Уризену, что даже божественная сущность может пасть во тьму и потерять всю свою силу, если откажется от служения Истине.

Затем Ингефель показала Аврелиану будущее – Осаду Терры, во время которой Несущие Слово (уже в малиновых доспехах) сражаются с сыновьями Дорна. Лоргар увидел, как одержимые демонами (или же благословленные?) Несущие Слово сеют в рядах противника кровавый хаос. А еще он увидел, что Аргел Тал погибнет от руки Сангвиния. И либо Ингефель все же в чем-то лгала, либо (что вероятнее) показа лишь один из вариантов грядущего. Ведь мы хорошо знаем, что Тал умрет иначе…

В финале их путешествия Ингефель говорит Лоргару, что Боги Хаоса следили за ним с самого рождения и все его действия были заранее спланированы, чтобы он оказался здесь и сейчас. На вопрос Аврелиана, почему здесь именно он, а не Магнус, демонесса ответила, что Алый Король уже давно служит Хаосу, хотя сам этого не понимает. Потом Ингефель показывает Лоргару Сожжение Просперо и в какой-то момент примарх понимает, как на самом деле устроен мир. Он понимает, что Боги Хаоса нуждаются в смертных, потому что молитвы людей питают их. А цель богов – гармоничное сосуществование двух миров. Вот почему атеистические Имперские Истины были опасны для Хаоса!

Ингефель рассказала Лоргару, что человечество погибнет от ксеносской угрозы и ярости Богов Хаоса, если останется Империумом, который на самом деле представляет собой не более чем опухоль на великом теле их расы. Человечество должно подчиняться религиозным, а не светским доктринам. Тогда оно не повторит судьбу эльдар и вознесется. И когда остальные «предательские легионы» будут сражаться за власть, Несущие Слово будут сражаться за Истину, которая заключается в том, что лишь свергнув Императора и уничтожив Империум можно спасти человеческий вид.

В пользу того, что все показанное Ингефель было реальностью, говорит и тот факт, что в какой-то момент Лоргар попадает в башню Магнуса на Планету Колдунов. И хотя Алый Король в итоге психическим усилием изгоняет Уризена, этот эпизод достаточно точно описывает состояние расколотого Магнуса после Сожжения Просперо («Алый Король» Грэма Макнилла).

Вернувшись обратно в Шанриату, Лоргар увидел Ингефель, которая умирала, использовав всю свою силу, чтобы защитить Аврелиана от психического удара Магнуса. Демоница сказала, что из всех примархов, принявших Истину, только Лоргар сделает это для сохранения будущего своей расы. И в этом он, как всегда, будет фанатичен и самоотвержен. Далее Ингефель говорит, что Уризен погибнет, если вмешается в спор Магнуса и Русса. Также он погибнет, если решит сразится с Кораксом.

Затем внезапно Кхорн нарушает временное перемирие, которое Боги Хаоса заключили ради Лоргара, и его сильнейший демон Ан’грат Несвязанный, Страж Трона Черепов, атакует Аврелиана. Примарх получает тяжелые раны, но побеждает. Затем перед ним появляется Кайрос, Ткач Судьбы, посланник Тзинча. Кайрос говорит, что во время Битвы за Калт Лоргар должен будет сделать последний выбор. Ему предстоит сразиться с Жиллиманом, и если он убьет Владыку Ультрамара, то добьется уважения братьев-примархов и обретет славу. Но тогда восстание Хоруса провалится. Поэтому Лоргару снова придется пожертвовать личными интересами ради будущего, которое нужно не только ему, но и всей людской расе.

Последней истиной, которую Ингефель показала Лоргару, стало будущее, в котором Боги Хаоса проигрывают Императору. Этот вариант будущего навсегда изменил Лоргара и его легион, заставив Уризена отбросить последние сомнения.

-10

Аврелиан во время Ереси Хоруса

Когда галактика запылала по прихоти Магистра Войны, Лоргар уже больше сорока лет готовил приход Богов Хаоса в материальную вселенную. Особенно постарался Эреб, создавший в других легионах тайные братства, заронив крупицы сомнений в некогда преданных воинов и усугубив состояние тех, которые к тому моменту уже сомневались в плане Императора. Эреб и Фаэрон оказались великолепными манипуляторами, настоящими гениями тайной войны, и в этом даже Хорусу было далеко до них обоих (падение которого, кстати, тоже было организовано этими двумя… парнями). Но за всем стоял Лоргар, который еще на Колхиде знал и видел гораздо больше, чем показывал.

После того, как Хорус объявил о начале гражданской войны, легион Несущих Слово мог больше не скрывать того, что уже больше четырех десятилетий безраздельно верен Пантеону. Все миры, которые Лоргар привел к Согласию, тут же отвернулись от Императора, показав свое истинное лицо. Как и предсказала Ингефель, если сорок лет назад после Монархии Несущие Слово насчитывали лишь 100 тысяч легионеров, то к моменту Ереси их число удвоилось.

Несущие Слово с яростным фанатизмом истребляли «лоялистов» во время Резни в Зоне Высадки. Как и было предсказано Ингефель, Лоргар вступил в бой с Корвусом Кораксом и едва не погиб – его спас вмешавшийся в поединок Кёрз. Хотя, на мой взгляд, это не такой уж простой эпизод. Ведь Аврелиан мог ненамеренно встретиться с Повелителем Воронов на поле боя. А так как он знал, что не переживет этого поединка, он мог сознательно сразу же уступить, чтобы, во-первых, привлечь к бою кого-то из братьев и таким образом получить шанс на выживание. А во-вторых, утвердить в других примархах мнение о том, что он, Лоргар, по-прежнему так себе воин и его не стоит брать в расчет.

Зато после Истваана на сборе, организованном Хорусом, Аврелиан увидел Фулгрима и едва не убил его – Фениксийца спасло вмешательство Хоруса (это, кстати, к вопросу об истинных силах Аврелиана). И тут важно понять, почему Уризен атаковал. Дело в том, что он не увидел в Фулгриме симбиоза человеческой и божественной души. В теле Фениксийца не было сущности примарха, только завладевший им демон. И это было неправильно, не такого мира хотели Боги, не такого мира хотел сам Лоргар.

Затем Хорус приказывает Лоргару связать боем Ультрамаринов, так как их слишком много и они никогда не отрекутся от Императора. Поход возглавил Кор Фаэрон и ему удалось внезапно атаковать Ультрамаринов на Калте. Большая часть легиона Жиллимана была уничтожена в течение 24 часов, однако подошедшее с Макрагга подкрепление сумело отбросить силы Несущих Слово. Но Эреб успел сделать главное – провести темный ритуал и создать стабильный варп-шторм, который отрезал Ультрамар от остальной галактики.

В дальнейшем Лоргар вместе с Ангроном продолжает атаковать миры ультрамаринов. В какой-то момент Аврелиан понимает, что Гвозди Мясника вот-вот убьют его брата. Он хитростью заманивает Ангрона на Нуцерию, где вступает в поединок с Жиллиманом и проигрывает ему. И снова я могу предположить, что, как и с Кораксом, он сделал это намеренно, потому что: а) когда Уризен действительно хотел сражаться – он едва не убил Филгрума, лучшего мечника, б) описание кампании на Арматуре наглядно нам показало, что к этому моменту силы Аврелиана были колоссальны, в) ему нужно было, чтобы Ангрон сразился с Робаутом. Именно во время их поединка, когда ярость Красного Ангела достигает пика, Аврелиан уничтожает Причастие (объединенную психическую сущность библиариев Ангрона) и проводит ритуал, который одновременно спасает жизнь примарху Пожирателей Миров и возносит его до демон-принца.

Затем, пока Хорус после боя с Руссом прибывает на грани жизни и смерти, Лоргар отправляется в Паутину, чтобы через нее пройти во владения Фулгрима в глубине Ока Ужаса. Овладевший фениксийцем демон отказывается присоединиться к гражданской войне. Начинается поединок, во время которого Аврелиан лишь сдерживает демона, пока темный апостол Зарду Лайяк произносит его Истинное Имя, которое он узнал ранее в результате колдовского ритуала, проведенного Аврелианом.

Истинное Имя – это настоящее имя демона, связывающее его с Богом Хаоса, которому он служит. Если человек произносит Истинное Имя, это привязывает демона к нему. Демон ослабевает и его можно изгнать, но в дальнейшем он постепенно возвращает себе силу и может вырваться, если у контролирующего его человека недостаточно психической мощи.

Лоргар пленил Фулгрима не для того, чтобы вернуть демона Хорусу. На Улланоре, куда должны прибыть все «предательские легионы», Аврелиан намеревался провести ритуал и издать психический крик, который парализовал бы Луперкаля. Тогда Зарду Лайяк, контролирующий Фулгрима, направил бы его на Магистра Войны. Таким образом, Уризен намеревался убить брата и возглавить Темный крестовый поход вместо него.

Все это подробно описано в «Рабах Тьмы» Джона Френча. В итоге, замысел Лоргара не удался, Лайяк освободил Фулгрима вместо того, чтобы натравить его на Хоруса, а Луперкаль жестоко избил Аврелиана, узнав о его попытке переворота. Уризен отказался драться с братом, лишь выразив сожаление о том, в какое чудовище тот превратился. Хорус отпустил Лоргара, сказав, что убьет его, если еще раз увидит. Лоргар же посулил Луперкалю, что он вскоре падет и штурм Терры не удастся. В дальнейшем при осаде Тронного мира силами Несущих Слово командовал Зарду Лайяк, Аврелиана с ними не было.

-11

После Ереси

Точно не известно, в какой момент Лоргар стал демон-принцем. Но после Ереси Несущие Слово оказались единственным «предательским легионом», который сохранил целостность и не распался на отдельные банды. Аврелиан заперся в своей башне на планете Сикарус, которая стала штаб-квартирой легиона в Оке Ужаса. Он медитировал ровно тысячу лет, пытаясь постичь тайные пути Богов. Но даже после окончания этого «глубоко эзотерического созерцательного действа» Аврелиан не вернулся к управлению легионом.

Сейчас Несущими Слово правит Темный совет, в который входят соответственно Темные апостолы – бывшие капелланы легиона. Эреб и Кор Фаэрон постоянно соперничают за власть над советом и легионом. С Сикаруса и Галмека (еще одна планета Несущих Слово в варпе) они регулярно разворачивают Войны Веры во имя Богов Хаоса. Цель этих кампаний – «просвещение» Империума, который должен поклоняться не Трупу-на-Троне, а Пантеону, истинным владыкам галактики.

Лоргар присоединился к своим сыновьям, когда какое-то темное существо стало бессчетно истреблять Несущих Слово. Оказалось, что это Корвус Коракс, мутировавший до неузнаваемости за годы странствий в варпе. Они вновь сразились и Лоргар снова проиграл (но снова выжил). Он отступил в варп, но Коракс посулил, что их следующая встреча – лишь вопрос времени, потому что теперь у него есть запах Аврелиана и очень скоро он снова найдет его.

-12

Краткий анализ образа

«Он такой... переменчивый. Он так склонен к крайностям. Стремится угодить, но очень быстро обижается. Он искренне хочет быть тебе другом, а через минуту, при малейшем намеке на оскорбление, уже злится на тебя. И вот он в ярости. Обижен. Как ребенок».

Такую оценку личности Лоргара дает Жиллиман. Но прав ли был владыка Ультрамар? Вероятно – прав, потому что примерно те же слова говорит Сорот Чуре из Несущих Слово своему другу ультрамарину Гонорию Люциэлю. Однако это лишь внешний слой, а быть может даже маска. Ведь принято считать, что Аврелиан изменился после Монархии. А после резни на Истваане даже Хорус удивился переменам в своем брате, который всегда был пацифистом, но едва не убил Фулгрима, распознав в нем демона (повесть «Аврелиан» Аарона Дембски-Боудена).

Согласно доминирующей на данный момент версии, сила Лоргара росла с течением времени – благодаря влиянию Богов Хаоса он становился все более могущественным. Причем, по всей видимости, он не стал чемпионом конкретного бога, и на это во время Паломничества указывает Ингефель. Аврелиан был чемпионом всего Пантеона, как и Хорус. Только Луперкаль в итоге, подобно тому же Фулгриму, окончательно потерял свою сущность и его телом завладели сразу четыре бога Хаоса. Но Аврелиан… действовал ли он все это время по собственному желанию?

Робаут был уверен, что им манипулировали. Даже после Калта Жиллиману было искренне жаль брата, который, как полагал владыка Ультрамара, просто не понимал, что делает. Но я повторюсь – так ли это? Вспомните Колхиду. Ему было плевать на Отвергнутых, которые вырастили его. Ему было плевать на своего старого учителя, бывшего раба. И тот фрагмент, когда Аврелиан спас Найро, на самом деле указывает вовсе не на некие узы между ними. Просто на тот момент Найро был нужен Лоргару. А еще ему нужен был Кор Фаэрон, причем именно «оригинальный» Кор Фаэрон, эгоистичный, так и не отказавшийся от Старой Веры. Именно поэтому, когда Найро покусился на Фаэрона, Аврелиан с каменным лицом убил своего верного товарища, который был с ним с самого начала. Потому что он перестал быть нужен. А Кор…

Что касается отношения Лоргара к Фаэрону – у меня нет однозначного ответа. Несмотря на все свои негативные черты, как я уже наглядно показал, Фаэрон любил Аврелиана, пусть как-то иначе, по-своему, но любил. При этом, безусловно, он хотел возвыситься за счет Лоргара. Но – обратите внимание – он никогда не хотел быть выше своего бывшего ученика. И когда Уризен думал, что Золотой и Маг из его видений – это он и Фаэрон, Кора устраивало, что он идет не впереди, а рядом. Его устраивало, что лидер – Лоргар.

Отчасти Аврелиан, безусловно, воспринял эту двойственность характера Фаэрона, в котором искренняя фанатичная вера соседствовала с невероятным эгоизмом и стремлением к власти. Тем не менее, если от Кора примарх что и взял, то скорее хитрость и умение манипулировать другими, но уж точно не эгоизм. Об этом прямо говорит Ингефель – Боги Хаоса выбрали Лоргара «Архитектором Ереси», потому что только он один из детей Императора способен поставить Истину выше собственного Эго.

Лоргар всегда хотел чего-то большего. Сначала – освободить рабов на Колхиде. Потом – объединить планету. Затем – принести людям единую религию (кстати, во многом эта последовательность целей повторяет путь императора Аврелиана). А дальше он нес эту религию уже всей галактике…

Но внезапно что-то сломалось во вселенной. И бог Аврелиана отказался от своего титула. Отказался демонстративно и жестоко – унизив собственного сына в глазах его братьев и всего Империума. Хотя это тоже спорный момент. Многие скажут, что Лоргар сам виноват в этой ситуации, и здесь трудно возражать. Ведь еще в самом начале Император сказал, что неправильно называть его богом, он против этого. Вот только Повелитель Человечества тоже лукавил. Он запрещал религию лишь потому, что она, по его мнению, была брешью в материальной реальности, через которую Боги Хаоса могли влиять на людей. Но разве он сказать об этом Аврелиану? Естественно, нет! Поэтому Император здесь тоже не прав. Ведь зная фанатичность Аврелиана, если бы ему раскрыли правду, мне думается, что он отнесся бы к предупреждениям отца куда серьезнее. Хотя это, конечно, вопрос дискуссионный.

Так или иначе, но архетип Уризена – религиозный фанатик. Конкретный пример я уже привел – Томас де’Торквемада, который в отличие от того же Генриха Крамера не был закомплексованным садистом с массой психических отклонений. Ему был ближе подход Якоба Шпенгера, то есть – научный подход к религии. Это то самое желание не просто верить, а точно знать, во что ты веришь. И самое главное – видеть отклик в своей вере.

Именно поэтому Монархия действительно сломила Аврелиана. Он потерял бога, его бог буквально умер у него на глазах. Я уже указывал на то, что для религиозного фанатика вера – это его жизнь. И у Лоргара эту веру отняли. И тут не важно, насколько правильной или неправильной она была. Важнее, что в какой-то момент она просто перестала существовать, потому что перестал существовать ее универсум, краеугольный камень, Император как манифестация высшей сущности, над которой нет никого. Сказать, что у Лоргара в душе образовалась пустота – значит ничего не сказать. И тут рядом очень вовремя появляются Эреб и Кор Фаэрон. И в этих обстоятельствах Уризен НЕ МОГ к ним не прислушаться.

В конце концов, зачем вообще Император сжег Монархию? То есть десятилетие за десятилетием Аврелиан медленно, но верно обращал новые миры в свою веру. И что было плохого в том, что люди видели в Повелители Человечества бога? Ведь в 40к, по иронии судьбы, именно эта вера защищает их от демонов. И даже в 30к этот момент наглядно показан, когда Эуфратия Киилер изгнала демона в библиотеке именно так – силой своей веры! То есть на самом деле вера в Бога-Императора могла стать оружием против Хаоса. Понимал ли это сам Император? Или здесь опять есть что-то, чего мы не знаем?..

В итоге, я не могу винить Лоргара в том, что он сделал. Его фиолетовые глаза, в которых Фаэрон видел пламя варпа (даже когда еще не знал, что вообще такое варп) ясно дают понять – Пантеон взял его под свое крыло с самого начала. Вполне возможно, его генетический шаблон был поврежден или испытал влияние варпа, это объясняет тот факт, что он с первого своего вдоха на Колхиде был хитрым манипулятором, в действительности преследовавшим лишь собственные цели. Но одно лишь это не может делать человека плохим. И один лишь фанатизм тоже не может, тем более, что даже во время Великого крестового похода, имея под началом непобедимую армию, Аврелиан оставался миролюбивым и всегда пытался приводить миры к Согласию Словом, а не Булавой.

А после разговоров с Ингефель Лоргар принял единственно верное для себя решение. Собственно, примерно в тех же обстоятельствах то же решение приняли и Альфарий с Омегоном (ну или один из них). Потому что и Несущие Слово и Альфа-легион сражались во время Ереси не ради себя. Наоборот – они жертвовали собой ради блага своего вида. По крайней мере, они сами в это безоговорочно верили. А обманули их или нет – это уже другой вопрос. Единственное, в чем, на мой взгляд, виноват Уризен, так это в том, что он был идеалистом. Потому что в мире Вархаммера идеалистом быть нельзя. Император подтвердит…

Великий архитектор Блейка (Уризен)
Великий архитектор Блейка (Уризен)

О нефилимах

В заключении не могу не провести еще одну аналогию. В Пятикнижии Моисея упоминаются некие нефилимы (‏נפילים‏ на иврите, что значит «падшие»). В самом Пятикнижии, а также в апокрифической «Книге Еноха» говорится, что это были гибриды, рожденные от союза ангелов и смертных женщин. По сути, именно об этом Лоргару говорит Ингефель – о союзе Нерожденных варпа и Рожденных материального мира. При этом демоница поясняет, что «ангелы» и «демоны», «рай» и «ад» – это на самом деле одно и то же, различия определяются лишь точкой зрения.

То есть сама идея неких гибридных существ, рожденных от «соединения миров» не является оригинальной придумкой авторов BL. Это древний сюжет, присутствующий во многих культурах. Но учитывая общий «библейский» подтекст образа Лоргара, мне думается, что здесь они вдохновлялись конкретно Пятикнижием. Проблема в том, что библейские нефилимы были жестоки и едва не истребили людей. А описываются они как бессмертные гиганты неимоверной силы. Все верно – с точки зрения простого гвардейца такое описание отлично подходит космодесантнику. Ох уж эти религиозные аллюзии Вархаммера…

P.S1. Забыл упомянуть про Колхиду, хотя тут все довольно просто. Колхида – одно из древнейших государств Ближнего Востока. Писали там клинописью, собственно, как и на Колхиде из Вархаммера. У греков Колхида была «краем мира», его населяли потомки бога солнца Гелиоса. Именно в Колхиду за Золотым руном путешествуют Аргонавты. В общем-то, больше никаких аналогий.
P.S2. Благодарю Александра Великанова за идею "о хитром с самого начала Лоргаре")) Взглянув на его историю под таким углом, я смог, как мне кажется, гораздо объективнее оценить этого для многих довольно спорного персонажа. В любом случае, без этой идеи анализ образа Аврелиана был бы неполным)

Источники:

  • «Лживые боги» Грэм Макнил;
  • «Фулгрим» Грэм Макнил;
  • «Тысяча Сынов» Грэм Макнилл;
  • «Первый еретик» Аарон Дембски-Боуден;
  • «Аврелиан» Аарон Дембски-Боуден;
  • «Не зная страха» Ден Абнетт;
  • «Предатель» Аарон Дембски-Боуден;
  • «Лоргар: Носитель Слова» Гэв Торп;
  • «Рабы Тьмы» Джон Фрэнч;
  • «Темный апостол» Энтони Рейнольдс;
  • «Темный ученик» Энтони Рейнольдс;
  • «Темное кредо» Энтони Рейнольдс;
  • Ересь Хоруса - Книга первая: Предательство» Алан Блай;
  • Ересь Хоруса - Книга вторая: Резня» Алан Блай;
  • Ересь Хоруса - Книга пятая: Буря» Алан Блай.

Канал на Ютубе

Группа в ВК

Блог на Пикабу