Найти тему
Ху из он дьюти тудей?

Образ персонажа в лингвистике

Образ – понятие многоплановое. Посмотришь на него как на категорию сознания - это психологическая единица, способная вызвать чувственное представление о явлении действительности (о предмете, действии или человеке).

Говоря же о художественном образе, мы подразумеваем результат авторского отражения действительности, воплощенный с помощью стилистического приема, языковых средств и образности, конечная цель которого - эмоциональное воздействие на читателя. При этом обязательными компонентами образа являются экспрессивность и эмоциональная оценка, целостность и многозначность истолкований. То есть, создавая художественный образ, автор дает своё личное представление о том или ином явлении действительности, закладывая в нём направление на конкретную эмоциональную реакцию со стороны читателя.

Давайте обобщим: под образом персонажа понимается набор черт, составляющих характер, внешность, поступки, речевую характеристику. Все они воплощены набором художественно-композиционных и языковых средств.

Все элементы, необходимые для создания литературного персонажа: его поступки, окружающие детали жизни, речевые партии – могут быть показаны художником только при помощи средств изображения, которыми располагает литература, – при помощи композиции и языка.

Развертывание персонажа в произведении происходит путем непосредственного показа характерных его черт и действий (портрет, характеристика, речи, поступки и т. п.).

В пространстве литературного произведения присутствует как прямая, так и косвенная характеризация персонажей. Отметим, что под характеризацией подразумевается наделение субъекта текста определнными качествами, свойствами и состояниями.  Прямая характеризация заключается в описании внешности героев, их действий, поступков, а косвенная – через описание связанных с ними событий, ассоциативное соотношение явлений природы, мира вещей с образами персонажей.

Создавая образ персонажа, писатель дает характеристику его переживаний, вводит прямую речь (в виде монологов и диалогов), внутреннюю речь, несобственно-прямую речь. Кроме того, автор также включает изображение тех или иных событий, происходящих с персонажем, картины природы, на фоне которых описывается эмоциональное состояние персонажа, а также детали окружающей обстановки.  Все эти элементы являются «строительным материалом», благодаря которому складывается целостный, детально проработанный и запоминающийся образ персонажа.

Каждый литературный персонаж произведения представляет собой сложное построение. Портрет персонажа складывается в случае, когда он обнаруживается в поступках, мыслях и переживаниях, созданных автором. При этом, поступки раскрываются в литературном произведении через его композицию и сюжет, а мысли, чувства и переживания – через языковые средства.

Изучением художественного образа - персонажа занимались многие лингвисты и при характеристике художественного образа-персонажа они опирались на психофизиологические свойства персонажа как образа человека - физические, интеллектуальные и речевые, которые характеризуют такие состояния как восприятие, желание, знания, мнения, эмоции.

Часто персонажа рассматривают как человека говорящего, т. е. языковую личность. Многие исследователи отмечают в своих работах, что главная роль в создании образа литературно-художественного персонажа отводится в тексте его речевому портрету (т.е. речевым характеристикам).

Как известно, речевая характеристика персонажа представляет собой особый выбор и подбор слов, выражений, оборотов речи и т.д. Речевая характеристика функционирует как средство художественного изображения действительности в пространстве литературного произведения. Речевое поведение получает трактовку как отражение и воплощение психологических установок, мотивов, целей личности, в соответствии с которыми возникают определенные речевые тактики и стратегии.

Автор, создавая образ, намеренно подбирает те языковые средства выразительности, которые в итоге окажут необходимый художественный и эмоциональный эффект и вызовут реакцию читателя. Выразительные средства языка выступают маркерами художественного стиля, ведь их основной функцией является создание образного плана произведения. Выразительные средства выступают своего рода проводниками или даже носителями информации, т.к. автором изначально закладывается в них социо- и психолингвистическая информация о персонаже.

Таким образом, благодаря использованию языковых выразительных средств персонаж раскрывается со всех сторон. Благодаря языку, которым наделяет персонажа автор, читатель осознаёт его социальный статус, уровень образования, культурный уровень и склад ума. При этом особая роль отводится лексическому и синтаксическому уровням языка.

 Портрет персонажа возникает и функционирует в художественном тексте благодаря объединению и взаимодействию лексических и стилистических средств языка, которые являются основными при создании образа. Итак, выразительные средства на лексическом уровне принимают участие в формировании художественного образа, находясь во взаимодействии. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что при создании художественного образа персонажа, а также в процессе анализа портрета персонажа того или иного литературного произведения главную роль играет именно речевая характеристика, то есть язык, который был целесообразно и целенаправленно использован автором для создания необходимого конечного эффекта. 

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц