Найти тему
sevprostor

Обследовали заброшенную деревенскую школу: многие позавидовали бы ее оснащению

Было дело, мы писали о шикарном заброшенном многоквартирном доме, расположенном в одном из дальних концов нашей большой, но малонаселенной деревни. Осмотрев дом мы предположили, что жили учителя и врачи, а построен он то ли в 30-е годы ХХ века, то ли вообще гораздо позже. Но как оказалось, даже смелые наши предположения о возрасте дома были занижены.

Тот самый дом
Тот самый дом

В комментариях нашлась одна свидетельница эпохи. Выяснилось, что построен дом даже не в раннем СССР, а еще более далекие годы:

"У этого дома очень интересная история. К сожалению, как и все дома в этой деревне он давно без хозяина. А дом этот принадлежал купцу. На нижнем этаже был магазин. На верху жили сами. В советские времена жили две семьи. Дом был немного переделан. На левой половине дома жили директор школы с мужем киномехаником, на правой стороне жил сын этого купца, ярый коммунист, председатель колхоза, а затем просто пенсионер. Дом большой, был очень красивый и загадочный. А знаю я это потому что жили в нём мой дедушка и бабушка, которых уже давно нет в живых. Да и детей их тоже. А дом стоит."

Стена школы. Меня всегда поражали такие большие рубленые строения.
Стена школы. Меня всегда поражали такие большие рубленые строения.

И если следы многих старых построек уже стерло время и поглотил лес, то школа, в которой работал житель того самого дома, до сих пор существует и даже имеет внутри остатки артефактов, говорящих о том, что еще совсем недавно там кипела жизнь.

Вход в школу сейчас
Вход в школу сейчас
И он же более 20 лет назад. Фотография из фотоальбома одного из жителей
И он же более 20 лет назад. Фотография из фотоальбома одного из жителей
Когда-то там было так
Когда-то там было так

Но теперь все это лишь воспоминание, потому что я стою на провисшем полу одного из классов перед большим столом, заваленном пыльным и весьма интересным учебным инвентарем, и когда я переступаю, разглядывая и вороша лежащие на нем предметы, то под моими сапогами хрустят осколки разбитых пробирок и ажурных трубочек, а какая-то глупая птица, влетевшая очень некстати в пустое окно, теперь бьется о другое, застекленное. Надо бы ее как-то отсюда прогнать, чтобы не действовала на нервы.

Учительская
Учительская
Среди артефактов
Среди артефактов

Наташка, так же хрустя битым стеклом, бережно изучает содержимое одного из развороченных шкафов, а я припоминаю, что когда-то в детстве мы с моим другом Сенькой навыносили из класса физики целую гору подобных интересных штук: тогда в нас смешалась гремучая смесь из детской клептомании, детского же любопытства, а так же нашей общей любви ко всевозможной технике. Мы совершали эти акции неоднократно, и конечно же, в конце концов были пойманы с поличным, после чего часть награбленного мы вернули.

Но большую часть все-таки оставили себе, и потом много лет мне в моих вещах попадалась то какая-нибудь электрическая штуковина, то занятный механизм, изготовленный из оргстекла и стали. Кто-то, наверно, скажет, что это очень нехорошо. Однако, пару месяцев спустя наша школа со всеми подобными богатствами в ней — ко всеобщей радости детворы сгорела, а физик в скором времени помер. Так что тот учебный инвентарь в любом случае почил в бозе.

И вот теперь я стою перед целой кучей того, что так и манило меня к себе почти 30 лет назад. Все это так же пропало и разрушилось, а я не чувствую ровным счетом ничего. Разве что, нахожу забавным маленький плакатик, посвященный потерям сверхценной навозной жижи при разных методах хранения навоза.

-8
-9

Похоже, это самый интересный кабинет всего здания наряду с учительской, которая была сплошь завалена старыми документами и все теми же учебными пособиями и какими-то, видимо, работами учеников, вроде красиво оформленных подшивок газетных вырезок, озаглавленных, например, как «Ленин и вологжане». Там еще мне страшно понравились подборки плакатов по пожарной безопасности, на которых художник изображал юных пожарных в разных ситуациях, и то ли по приколу, то ли всерьез, он дал им совершенно нездоровые умственно-отсталые лица. Но вернемся обратно.

Болезненный юный пожарный
Болезненный юный пожарный

Что у нас тут? Диафильм. Что-то историческое. Ленин выступает в Смольном. Карточки с картинками, показывающими эволюцию общества от рабовладения до коммунизма. Учительский конспект, написанный каллиграфическим почерком, вроде того, что мы видели в заброшенном доме.

-11

Читать лень, так как там ничего интересного, но мозг выхватывает несколько фраз, написанных с явным пылом: что-то о том, как важно привить ученику что-то там разумное, доброе и вечное. Да, девушка-учительница была явно очень молодой и незамутненной, наверно сразу после института. А класс этот, видно, предназначался для географии и физики.

-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

Я осторожно переворачиваю носком сапога пластмассовую модель, изображающую горы и берег моря, а затем выхожу в коридор, старательно обходя участок сгнившего провалившегося пола.

-19

Попадаю в кабинет химии, со стен которого на меня, конечно же, смотрят привычные советскому школьнику выцветшие выдающиеся ученые, имен которых никто, конечно же, никогда не помнил.

Доска с инсталляцией
Доска с инсталляцией

Черная фанерная доска на стене исписана граффити — очень ценный, кстати, источник информации на любом забросе. Кроме того, она украшена инсталляцией из нескольких бутылок от разных напитков, объединенных деревянной рамкой, которая некогда принадлежала то ли кому-то портрету кого-то из традиционных школьных классиков, то ли какому-нибудь важному наглядному пособию. Надо отдать должное учителям, так как среди всех этих граффити я не вижу ни одного ругательного слова, все четко, по делу, кто и когда здесь был, написано аккуратно и прилично. Без сомнения, все эти надписи оставлены бывшими учениками, которые иногда появляются в родной деревне и по сей день.

-21

В класс заглядывает Наташка, сполна насладившаяся географией и физикой, бегло осматривает лежащие на полу бумаги.

-22

Вместе мы отправляемся обследовать остальные помещения, которые, в целом, не представляют собой ничего интересного.

-23
Судя по Пушкиным с Лермонтовыми, тут была литература и русский
Судя по Пушкиным с Лермонтовыми, тут была литература и русский
Математика
Математика
Труд
Труд
-27

Я выкуриваю еще пару сигарет, а потом мы выходим на улицу, в густую высокую траву, чтобы осмотреть школу снаружи. Честно сказать, лично мне она кажется очень большой, будто бы когда-то она обслуживала сотню детей, а то и больше. Кто его знает? Сейчас наша деревня выглядит небольшой, но все говорят, что прежде она была просто огромна. Слава богу, что эти времена прошли, и оставшиеся жители, включая нас, новых — теперь могут наслаждаться спокойствием и свободой на больших пустых площадях. Мы идем вдоль нескончаемо длинной бревенчатой стены. Наташка сообщает мне, что школа была закрыта аж в 2003 году, то есть совсем недавно, а я поражаюсь тому, как быстро все меняется, и как легко и непринужденно погружает в хаос некогда такие упорядоченные вещи.

-28