Найти в Дзене
Наталия Будур

МОСТЫ, ГАТИ И ПОЕЗДКИ В ЭПОХУ ВИКИНГОВ

Поездки в эпоху викингов совершали часто, как по суше, так и водным путем. Они жили в столь динамичное время, когда поездка из одной страны в другую была самым обычным делом, а переезд и заселение новых земель ни у кого не вызывали и тени удивления.

Передвигались как по морю, так и по суше.

-2

По земле можно было путешествовать пешком или верхом, а в зимнее время - на санях, лыжах, снегоступах или коньках.

Когда нам кажется, что коньки - чистая русская забава, мы глубоко ошибаемся. Коньки изобрели викинги. В те времена они представляли собой сточенную снизу лошадиную кость, которая ремнем прикреплялась к обуви.

-3

В дорогу, как уже говорилось, часто отправлялись верхом на лошади. Лошади в ту эпоху были менее крупными, чем в наши дни. Упряжь же существенно не отличалась от современной.

«Отличительным» признаком сбруи лошадей викингов были так называемые «звучащие» плети с набором железных колец. Такие лошадиные уздечки искусствоведы называют шедеврами ювелирного искусства. Самая красивая уздечка с многочисленными бронзовыми позолоченными бляшками была найдена на Готланде и датируется началом Х века. Поверхность таких бляшек покрыта сплошным узором из почти невесомых фигур животных. Наиболее красиво орнаментированы были навершия дуги конской упряжки.

-4

Зимой копыта лошадей подбивались шипами, чтобы они не скользили по насту или льду.

Дороги прокладывались как по общей, то есть ничейной, земле, так и по территории чужих усадеб. Законы предписывали собственникам усадеб и хуторов разрешать свободный проезд по «частной» дороге, но при этом человек, едущий по чужой территории, нес ответственность за причиненный полям или домашнему скоту ущерб.

-5

На хутор должна была вести травяная дорога, и, говорит закон, если кто ее вспашет, должен заплатить большой штраф - да не один раз, а трижды. Если же кто решал поехать через нескошенный луг или возделанное поле, то должен был заплатить штраф за каждое колесо своей телеги. Если же он «не успокаивается» и едет через поле еще раз, то такой проезд называется «грязной дорогой», а нарушитель платит большой штраф три раза.

Если же хозяева хотели огородить свои поля или дворы, то должны были оставить проезд между изгородями 15 шагов шириной. Если же изгородь должна пересечь дорогу, то в таком месте надо делать «разрыв», чтобы не препятствовать передвижению путников.

-6

Поскольку Скандинавия буквально изрезана речками, ручьями и водопадами, то викинги уже в те далекие времена учились преодолевать водные препятствия, «не замочив ног». Для перехода через реки еще в каменном веке были устроены броды.

-7

А вот мосты появились на Севере лишь во времена викингов - не ранее конца 900-х годов. Историки предполагают, что первые мосты скандинавы увидели у славянских народов. Самым большим мостом викингов считается мост через реку Вейле в Ютландии. Длина его около 800 метров, ширина - 5,5 метров, а общая площадь проезжей части около 35 000 квадратных метров!

-8

Строительство мостов было довольно утомительным занятием. Ведь на строительство таких сооружений надо было потратить немало денег и сил. Еще больше внимания требовал мост после окончания строительства, ведь за деревом, которое подвержено гниению, необходимо тщательно следить. Скандинавы так и делали и ремонтировали свои мосты каждые 10 - 15 лет!

Мостами викинги также называли настилы или гати. Самой известной гатью считается настил через болота в Тэбю в Швеции. Длина его около 150 метров, а ширина - 6,5 метров.


Больше о викингах можно прочитать в инста
https://www.instagram.com/viking_liv/ или на ФБ в группе "Викинги. вчера и сегодня" https://www.facebook.com/groups/vikingsliv

-9

(с) Наталия Будур. опубликовано в книге "Повседневная жизнь во времена викингов"