Найти тему
ПрепON

Как я выбирала виртуальный класс: три года страданий, победа в конкурсе и обретенный фаворит

Оглавление
Все в одном виртуальном пространстве, а Большие Братья наблюдают © учитель математики Витя о классах онлайн
Все в одном виртуальном пространстве, а Большие Братья наблюдают © учитель математики Витя о классах онлайн

Можно было бы написать нормальный обзор на несколько виртуальных классов, с плюсиками и минусами и полезными советами. Но такой формат не дает посмотреть на логику выбора и оценивания.

А вот личная история в трех актах расставляет всё на свои места.

В этой статье:

  • зачем вообще нужен виртуальный класс и какие вопросы он решает
  • почему меня корежит от вузовских LMS
  • так ли важна социальная функция виртуального класса
  • почему все должны иметь право постить контент

В конце - краткий чек-лист "Что должно быть в виртуальном классе" ❗

Формат виртуально обучение "от одного ко всем" (стандартный МООС)
Формат виртуально обучение "от одного ко всем" (стандартный МООС)

🤓 4 функции виртуального класса на пальцах

Функции класса помогают решить насущные проблемы: чтобы все были в курсе всего, не забывали о дедлайнах и развивались. Поэтому важно проверить, что выбранный вами класс соответствует чек-листу:

  1. Организующая функция. Сюда входят расписание, объявления, уточнения по заданиями и занятиям.
  2. Когнитивно-познавательная функция. Собственно материал для изучения и задания.
  3. Социальная функция. В виртуальном классе все могут общаться со всеми - через личные сообщения, чаты, форумы и т.д.
  4. Контролирующая функция. Есть куда посылать задания, где увидеть оценку, обратную связь и прогресс учащегося.

Мой трехлетний путь

В 2017 в магистратуре для будущих преподавателей мне дали вести авторский курс по технологиям в образовании. Лестно? Ещё как. И страшно - не облажаться бы.

К весеннему семестру коленки тряслись: программа составлена, лекции подготовлены, заданий и кейсов достаточно, студенты ждут. Но курс же про технологии - надо его "посадить" в цифровое пространство. Плюс я решила использовать модель перевернутого класса. Для этого нужно было хорошо упаковывать материал для самостоятельного обучения и активно дистанционно сопровождать проектную деятельность на курсе.

🥉 Год первый: Новиссе - находка от отечественных разработчиков

В 2017 году это был виртуальный класс проекта "Новиссе", который занимался подготовкой учеников к ЕГЭ и помогал учителям делать это дистанционно. Сейчас класс апгрейднулся и называется "Классапер".

В 2017 я выбрала Новиссе по трем причинам: русский язык, понятный интерфейс и бесплатный.

Мне и моим 20 студенткам зашло общее пространство, где всегда было доступно"Расписание". В нём можно было указывать не только дату и тему занятия, но и прикреплять материалы. В "Индивидуальных работах" студенты сдавали задания и обсуждали со мной результаты. Что немного напрягало меня: каждый раз надо было проверять, что работа назначена всем и никто не потерян.

Интерфейс Новиссе образца 2017 года
Интерфейс Новиссе образца 2017 года

Чего мне не хватало: сохранения оценки в какой-нибудь виртуальный дневник ученика и большей активности студентов, которая во многом ограничивалась функционалом. Например, в "Ленту" могла постить только я, так же как и в "Документы" доступ был только у учителя. "Обсуждения" в виде форумов 2000-х годов заходили плохо, плюс ветки обсуждений часто путались, а ходить по страницам никто не хотел.

Что оценили все: приятный дружелюбный дизайн класса и функцию "Индивидуальные работы".

В этот первый год виртуальный класс нужен был в основном для поддержания очного обучения и сводился к организующей и контролирующей функции. На 7/10 свою миссию Новиссе выполнил.

Когда курс закончился, я подала программу на внутренний конкурс инноваций и даже победила. Мне прилетел один-единственный комментарий от эксперта: "Всё хорошо, но почему вы не использовали университетскую LMS?"

🥈 Год второй: ура корпоративной этике - внутренняя университетская LMS

Я знала, что ТАКОЕ этот университетский LMS. Будучи студенткой в том же вузе, я много непечатных слов адресовала родной любимой системе. Где материал - непонятно, как загружать работу - непонятно, где мой балл - тоже. Так что преподавателем я не хотела связываться с этим кошмаром.

Меня успокоили: будете работать не в LMS, а на платформе онлайн-курсов вуза работать, в закрытом формате. Устраивает? О-о-окей...

NB: следуя корпоративной этике я не буду называть внутреннюю систему или показывать скриншоты. Надеюсь на ваше воображение

Во внутренней системе всё было четко, разнообразно и с университетским логотипом. А ещё до невыносимого скучно уже на уровне дизайна. Новый курс студентов пожал плечами, но согласился.

Наверное, есть хорошие внутренние LMS. Я верю в них и в единорогов. Но мои продвинутые запросы к системе либо были недостаточно продвинутые, либо слишком заковыристые. Служба поддержки, поняв, что инструкцию я читала и все варианты работы в LMS опробовала, на вопросы отвечать деликатно перестала.

Первые радости - на этапе зачисления на курс: я была просто преподавателем в системе, а записывали студентов модераторы всей площадки через студенческие почты. Цепочка зачисления на курс: я прошу почты студентов ➡ студенты отдают ➡я посылаю модераторам ➡ они зачисляют студентов ➡ студенты получают данные на почту.

Для сравнения: в большинстве современных виртуальных классов нужен только рашаренный пароль от класса и аккаунт (самостоятельно заведенный!) на площадке.
Как я вижу подключение студентов к виртуальному классу через модераторов
Как я вижу подключение студентов к виртуальному классу через модераторов

Начали работать в виртуальном классе. Функций много, очень, это радовало. Не радовало то, что на апробацию каждой уходили часы, а посмотреть результаты со стороны студентов могли только студенты. То есть я что-то делала, говорила студентам "Там такое-то задание, гляньте, норм работает?". А студенты отвечали - "Лажает тут-то". И я 🙆‍♀️ "Пойду переделывать".

Отлично профессиональное впечатление произвела.

Надо отдать должное: если работало, работало впечатляюще. Записи вебинаров, подключение гиперссылок на тесты, разные автоматически оцениваемые форматы домашек - всё это было круто. Вероятно, если бы я собирала именно онлайн-курс для массового использования (МООС) и опробовала пилот, результат бы удовлетворил.

Но мне нужен был виртуальный класс. А "эксперт" посоветовал мне конструктор курса. Так что я ворчу и ставлю 6/10.

Главный плюс внутренней системы: оценки рассчитывались самостоятельно по введенной мной формуле и автоматически подгружались в электронные зачетки студентов.

🥇 Год третий: нашествие из-за границы - Google Classroom, Microsoft Teams, Edmodo

К третьему потоку я подготовилась заранее: посидела над статьями о виртуальных классах и вчиталась в обзоры. Из доступных без поддержки были:

  • мамкин модник - Google класс с достаточно бедным функционалом, но возможностью подключения всех гугл-фишек
  • серьезный корпорат - класс от Microsoft с сухим дизайном, необходимым набором для выполнения всех функций и условием "работа от официального вуза"
  • самодельный хипстер - Edmodo с лицом социальной сети для образования, тематическими группами внутри, а главное - с адекватной мобильной версией

Первые два я отмела из-за... ну в целом, из-за духа нонконформизма (= ослиного упрямства). Не могу сказать что-то откровенно критиканское про них. Но мне их функционал не зашел, а обязательная интеграция с почтами напрягала. Не у всех студентов могли быть аккаунты, а заставлять заводить специально ради одного курса - это фи.

Edmodo - это виртуальный класс, рожденный от любви образовательного форума с социальной сетью. Общее коммуникационное пространство - это большая лента класса, где можно оставлять посты с ДЗ, информацией или просто для болтовни.

💡 Я использовала эту ленту постоянно для всех видов активностей. Так как у студентов всегда был доступ в класс через телефоны, я могла:

  • задать вопрос и попросить написать ответ в комментариях
  • объявить домашнее задание, дедлайн и пр.
  • попросить обратную связь по занятию
  • устроить маленькую игру в комментах
  • дать полезные ссылки (и сохранить их в "Библиотеке" класса)
  • быстро опросить (ограничение - один вопрос на пост)
  • кинуть мемчики
Как выглядит поле "Поста" в Edmodo
Как выглядит поле "Поста" в Edmodo

Студентам такой вид был знаком: похоже выглядит и лента в Facebook и частично в Twitter. Поэтому через какое-то время они сами стали оставлять посты, делясь информацией по теме курса.

В Edmodo так же, как в Новиссе, было хранилище файлов "Библиотека", "Сообщения" и "Календарь". Кроме того, можно было создавать квизы и назначать общие работы ("Assignments"), которые автоматически подгружались в личные кабинете всех записанных студентов.

Как выглядит лента в Edmodo и верхнее меню
Как выглядит лента в Edmodo и верхнее меню

Чего не хватало - разнообразия виджетов для обучающих заданий. Но к Edmodo привинчиваются другие приложения-партнеры. А с этого лета вроде бы добавили новую функцию "JumpStart Activity" - шаблоны геймифицированных заданий.

Мне особенно нравилось, что Edmodo всегда отправляет на телефон оповещения о новом посте в классе или о сообщении. Поэтому я всегда могла "достать" студента и при этом не залезть на личную территорию вроде ВК, FB или Телеграмма.

Мои выпускницы теперь используют Edmodo для своих занятий - это ли не лучший отзыв на класс? Было удобно, просто и эффективно. По моим наблюдениям, виртуальный класс Edmodo набрал 9,5/10. Сегодня я пользуюсь только им. Хотя любопытство толкает: а что там ещё есть, в мире edtech...

👌 Что должно быть в виртуальном классе, чтобы все были довольны

1. Доступное хранилище материалов. Желательно, с системой папок, чтобы можно было раскидывать материалы по темам или по датам.

2. Болталка. В болталке ученики могут спрашивать друг друга, кидать что-то интересное или уточнять непонятные моменты. Это может быть чат, форум или посты с комментами в общей ленте. В любом случае это должна быть понятная система, быстро доступная и обновляемая. Посмотрите, есть ли система оповещения учащихся.

3. Возможность постинга для всех. В хорошем виртуальном классе реализован групповой формат коммуникации "от всех ➡ ко всем". Поэтому объявления для всей группы могут быть разного авторства. Не узурпируйте поставку информации - все могут внести что-то интересное.

Касательно пунктов 2 и 3. Сформируйте безопасную коллаборативную среду для своих учеников, где все имеют равное право на высказывания и расшаривание информации. Тогда ваш виртуальный класс не будет "электронным голосом" учителя, а станет реально полезным для учеников ресурсом.

4. Календарь и/или расписание. Обычный виджет с днями, где отмечены дедлайны, часы синхронных занятий и индивидуальные консультации. Выполняет организующую функцию.

5. Назначаемые работы для ученика и группы. Шаблоны работ - эссе, квизы, тесты, - которые буду автоматически назначаться учащимся в классе. Также важно, чтобы была возможность объединить студентов виртуально в группы. Так они смогут работать вместе над проектом и сдавать его коллективно.

6. Оценки. Сейчас эта функция есть, по-моему, во всех виртуальных классах. Различия - в системе подсчета. Где-то просто суммируют балл, где-то дают возможность высчитать по формуле, где-то нужно назначить сразу вместе с работой.

Что было бы приятно иметь:

🌸 Встроенные шаблоны для заданий. Чтобы только загружать свой материал, а на выходе получать тест или игрофицированное приложение.

🌸 Доску. Для совместного brain-шторма и других видов проектных активностей во время занятий и для домашней работы.

🌸 Внутреннее вебинарное приложение. У Google класса такой есть, поэтому записи онлайн-занятий автоматически можно сохранять в библиотеку. В других классах запись приходится подгружать в хранилище отдельно.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо, что читаете меня! Канал "Преподавай Онлайн" рассказывает об онлайн-образовании - много, с юмором и правдиво

-7