Найти тему

Советские фильмы про коммунистов: зачем их сегодня смотреть?

Kадр из фильма Юлия Райзмана "Коммунист", 1957 год
Kадр из фильма Юлия Райзмана "Коммунист", 1957 год

Канал Late Movie рассказывает о малоизвестных фактах из мира кино, а еще предлагает фильмы, которые можно легко и бесплатно посмотреть в выходной или любой другой вечер.

Слово «марксизм» вызывает у современного обывателя стойкое ощущение песчинок пыли на зубах, а при упоминании «коммунизма» картинка вокруг неизбежно становится серой и унылой. Благодаря усилиям Юрия Дудя и его подзабытых предшественников Советский Союз стал означать для молодого поколения (и всё чаще для старшего) десятилетия ГУЛАГов, репрессиий, дефицита, очередей, затхлых и обшарпанных кабинетов в нищей, обозлённой, отрезанной от остального мира стране. Неприятие или в лучшем случае снисходительную ухмылку вызывают и фильмы снятые при коммунистах и про коммунистов. Комедии Гайдая и Рязанова здесь не в счёт - эта новогодняя классика выведена за рамки «угнетенного цензурой» советского кинематографа, а ее нейтральные сюжеты позволяют с одинаковой ностальгией вспоминать о фильмах-самородках как «совкам», так и «либералам».

Нынешний зритель ухмыляется над другими картинами, которые теперь принято считать нелепой пропагандой. Картинами, которые повествуют о подвигах простых людей, волею истории оказывавшихся в красной стране. Постсоветская критика голословно объявила такие фильмы искусственными, не имеющими ничего общего с реальной жизнью в СССР и тем более с нашим временем. В новом мире ценности и образы, увековеченные в них, оказались вредными либо до глупого наивными.

Если сегодня кто-то из молодёжи (речь даже не столько о зумерах, сколько о 20 и 30-летних) решит посмотреть революционную драму Юлия Райзмана «Коммунист», то все что им запомнится - это разборки работяг с деревенщинами и почти карикатурный Ленин. Настолько сильны в общественном сознании установки диктовавшиеся на протяжении последних лет.

Но Советский Союз и его наследие не стоит демонизировать (равно как идеализировать). То же самое справедливо для советского кино, к теме которого мы ещё не раз вернёмся на следующих сеансах. А пока наиболее правильным подходом будет, отбросив предрассудки, на примере упомянутого «Коммуниста» рассмотреть фильмы о подвигах советских людей, которые обнаруживают неожиданно много общего с актуальными проблемами.

Например, как это сделали в Италии, куда в 1958-ом году на Венецианский кинофестиваль привезли работу советского режиссера Райзмана. В стране, где еще недавно у власти был фашистский режим и правые настроения выветрились далеко не из всех голов, в картине с названием «Коммунист» увидели не агитку, а гимн настоящему человеку и его жертве ради других. По итогам смотра фильм, рассказывающий историю вымышленного коммуниста Василия Губанова, удостоился почетного диплома жюри.

Губанов, сыгранный выдающимся актером Василием Урбанским (трагически погибшим на съемках своего следующего фильма), покоряет зрителя своим живым образом, который заставляет как переживать, так и стремиться к его идеалу. Отправленный в самый разгар Гражданской Войны на строительство первой советской электростанции герой (электричество для начала прошлого века было чем-то в роде интернета сейчас, только гораздо-гораздо важнее), сталкивается на месте с безразличием и даже враждебностью других людей.

Одним из самых запоминающихся примеров в веренице таких сцен становится момент, когда Губанов в одиночку начинает рубить лес для поезда с продовольствием в умирающий от голода город. Бригада машинистов отказывает ему в помощи и безучастно смотрит за его стараниями, но когда Губанов почти валится от изнеможения приходит на помощь, осознав всю низость своего поведения.

Весь фильм герой Губанова переламывает реальность, но не ради красивых лозунгов и поступков. Исправляя людей и мир вокруг, он делает его лучше для всех и в том числе для себя самого, так как осознаёт, что ему в этом мире жить. Идея настоящей, а не абстрактной отвественности, которой следует коммунист Губанов, особенно заметна на контрасте с зажиточными крестьянами. Пряча и воруя хлеб для продажи, запирая свои дома от рабочих, приехавших строить станцию, они цинично губят других ради личной и очень недолгой выгоды. Потому запал Губанова, направленный на развитие, а не подавление, переживет его самого и одержит победу. Возможно именно такого подхода не хватает современным «борцам за справедливость», будь то либертарианцы или радикальные анархисты, что одинаково отрицают любую ответственность перед кем бы то ни было:

Ехидная ухмылка, о которой говорилось выше, не спадает с лица главного героя другого советского фильма. Снятое Владимиром Хотиненко в перестроечные 80-е «Зеркало для героя», показывает последнее поколение советских людей - тех самых циников, которым в отличие от Губанова и его современников не пришлось пройти через страшные войны, голод и другие лишения. Они выросли в уже благополучной стране с отстроенными их же отцами электростанциями, плотинами, заводами. О том через что прошли их родители они знали лишь из рассказов, в которые даже не особо верили. Но с одним из таких скептиков случается невероятное: навещая своего пожилого отца в маленьком шахтерском городке на Донбассе московский учёный Сергей попадает во временную петлю, которая отбрасывает его почти на сорок лет в прошлое - в послевоенные годы. Презирающий старшее поколение, он пытается издеваться над простыми людьми, только что пережившими войну и продолжающими погибать на тяжелейших работах в шахте, пока не встречает своего молодого отца:

У Late Movie есть уютный Telegram, заглядывайте на огонек