Найти тему

Одинокая смерть в запертой квартире. Почему японсикй феномен все популярнее в России

В 80-е годы в Японии появился социальный феномен "кодокуши". Так назвали людей, которые умирают в одиночестве в своем доме и котрых находят не сразу, а спустя несколько недель, месяцев или даже лет. "Кодоку" по-японски - "одиночество". В русском языке одиноких людей не называют специальным словом, но ежегодно тоже регистрируют тысячи смертей, произошедших за закрытыми дверями. Шансов "потеряться" после смерти больше всего у одиноких пожилых людей: они не ходят на работу, к ним не приезжают родственники. Если у человека нет ближайших - детей, внуков, братьев и сестер, мужа или жены, - вероятность того, что дальние родственники будут поддерживать его и справляться хотя бы изредка о его здоровье, крайне низки. Никто не заметит, если он однажды исчезнет.

Японские социологи среди причин кудокуши называют изменение семейного уклада в стране и рост социальной изоляции. Старики больше не живут с детьми, молодежь много работает и не может уделять много времени родственникам (японцы - одна из самых работящих наций в мире). Вся жизнь уходит на работу, на общение остается все меньше времени. Пожилые люди старше 65 лет перестают общаться с немногочисленными друзьями, вести активную жизнь.

В России, по сути, те же проблемы. Массовый отток молодежи из деревни в города, конфликты отцов и детей, которые ведут к взаимному отдалению и охлаждению отношений, стремление молодых семей жить отдельно от родителей, большие, чем раньше, возможности для аренды и покупки собственного жилья, - все это влияет на увеличение числа одиноких стариков в стране.

Отдельная квартира, которая для молодых зачастую - цель стремлений, для пожилых может стать ловушкой. Вспомните: вы наверняка встречались с такими историями. Например, одинокая соседская бабушка много лет живет в своей квартире и крайне редко выходит на улицу.

Вот несколько таких историй из Сети:

"Под нами жил дядя Боря, насколько я знаю, он никогда не был женат, лет до 50 жил с мамой, потому она умерла и дядя Боря остался один. Сначала он выходил несколько раз в неделю в магазин, потом - раз в неделю, потом встретить его можно было совсем редко. О том, что он жив, мы узнавали лишь по неприятному кислому запаху, который исходил из его квартиры, когда весной и летом он открывал балкон. Потом мы переехали, но от соседей слышали, что дядя Боря умер совсем один. Его нашли с телефоном в руке, рядом - таблетки - не смог вызвать скорую, умер от инфаркта".

"На нашей площадке жила бабушка. Она любила программы про здоровье, на лавочке у подъезда рассказывала соседям, что вредно есть, а что нет. В итоге она просто перешла на одну картошку, потому что "вредно все". Я тогда подумала, что это старческие странности. Потом она перестала выходить. Я думала, что она переехала к кому-то из родственников. Спустя какое-то время ее судьбой поинтересовались работники пенсионного фонда. Не смогли до нее дозвониться. Пытались с ней связаться, но она не брала трубки. Когда вскрыли дверь, оказалось, что она умерла больше месяца назад".

Если одинокому человеку в квартире станет плохо, ему может не хватить сил даже на то, чтобы позвать на помощь. Если пожилой человек упадет в ванной и сломает шейку бедра или сильно ударится головой, он, скорее всего, не сможет подняться сам и позвонить в скорую.

Еще одна проблема - нежелание пожилых людей слушать других и обращаться за помощью. Они не всегда адекватно оценивают свое состояние и не привыкли просить о помощи, когда у них что-то болит. Гипертоники привыкают к тому, что давление у них периодически подскакивает выше отметки 200. Они привыкли лечить боли в сердце валидолом. Они привыкли не питаться полноценно, перебиваясь печеньем и чаем. Нередки случаи смерти пожилых людей от истощения - не потому, что не было денег на еду, а потому что рядом не было никого, кто бы ее приготовить.

Пожилые люди, особенно страдающие деменцией, часто не хотят пускать в свою квартиру никого, даже врача. Они отвергают помощь соцработников, соседей, отказываются от сиделки. Они болезненно воспринимают предложения о переезде даже от родственников, которые готовы помогать и взять к себе. Часто родственники не настаивают, чтобы не тревожить близкого и себя, хотя видят, что человек уже плохо справляется с бытовыми делами, плохо ориентируется или просто нуждается в уходе.

В такой ситуации важно не бездействовать, а обратиться к специалистам. Пожилого человека должен осмотреть терапевт и, крайне желательно, психиатр. Советуйтесь с врачами, разберитесь, что ваш подопечный еще может делать сам, а в чем нужна помощь. Возможно, он уже не в состоянии жить один, самостоятельно. Исходя из возможностей семьи, семейного положения, размера семьи, принимайте решение о самостоятельном уходе, о поиске сиделки или пробуйте пожить в частном пансионате, где родственник будет под круглосуточным присмотром специалистов.

Главное, если видите, что человек замкнулся, чудит, худеет, мало ест и не выходит на улицу, складирует дома мусор, надевает грязную одежду, не проходите мимо. Потому что часто смерть в одиночестве, за запертой дверью, случается не от старости и не из-за болезней, а от равнодушия окружающих.

Сеть частных пансионатов «Забота и уход» в Подмосковье возьмет на себя уход и реабилитацию пожилых людей, в том числе, уход за пациентами с деменцией и болезнью Альцгеймера. +7 (495) 744-34-61