Найти тему
Катехизис и Катарсис

Почему огромные репарации могут навредить победителю?

Все знают, что репарации – это хорошо, приятно и ни к чему не обязывает. Но так ли это? Сейчас на примере Версальского мирного договора мы разберемся, что к чему, и что нужно делать - «макать поглубже» или «держать подольше». Цена вопроса - 269 миллиардов золотых марок или примерно 100 тысяч тонн золота, по нынешней цене — около $4 трлн.

Версальский договор был заключен между Антантой и Германией, значит «лебовским» была Германия, а главным получателем - Франция. Французы заявили, что «это их корова и они её доят», но на процентах, кому сколько, Антанта сошлась только на конференции в Спа в 1920 году, и французам причиталось 52 % от всех германских выплат, которых к 1920 по «счетчику» было 20 миллиардов марок, а по факту немцы отдали 8 млрд.


Почему так? Германия вела 4 года войны на истощение и проиграла, что с нее взять? Долги требовали выплачивать золотом и деньгами – экономика идет на спад и может отдавать все меньше и меньше, тогда требуют отдавать натурой, экономике коллапс, желание отдавать что-либо отпадает совсем.

До французов это никак не доходило, и в 1923 году им это надоело. Президент Франции Раймон Пуанкаре (все усатые такие агрессивные?), дал добро на оккупацию Рура. Немцы, в свою очередь, идеально сыграли роль бедных, несчастных и обиженных - расстрел немецких заложников французскими солдатами не транслировался в соцсетях только потому, что соцсетей тогда еще не было, правительство поддержало стачку немецких рабочих и организовало им выплату зарплат из дополнительно напечатанных марок, а когда дожали слезу до конца, новый рейхсканцлер Штреземан сказал "хватит" и прогнулся под французов, дополнив картину страданий. США и Англия вкричали - «верю!», и сделали Франции внешнеполитическую изоляцию, но задумались, как прекратить этот цирк, потому что немцы начали брать кредиты, чтобы отдать репарации.

Англичане с американцами понимали в финансовых делах лучше французов, и после Рура потребовали снизить сумму до 139 миллиардов вечнозолотых марок. Плюс американцы и британцы хотели дать немцем бабок, чтобы французы перестали «есть немецких детей» в качестве уплаты репараций. Это вылилось в план Дауэса.
*описание (дуба) плана Дауэса – подписан на конференции в Лондоне в 1924 году. Немцам давался заем на 800 лимонов марок и кредит на 2,5 миллиарда долларов от дяди Сэма и на 1,5 млрд. долларов от Англичанки, для обеспечения выплат под международный контроль попадали Рейхсбанк и Имперская железная дорога*

именно репарации во-многом стали приичной гиперинфляции, которая настигла Германию. Деньгами обклеивали обои, использовали как игрушки для детей и разжигали огонь.
именно репарации во-многом стали приичной гиперинфляции, которая настигла Германию. Деньгами обклеивали обои, использовали как игрушки для детей и разжигали огонь.

А когда надоело давать бабки, американцы предложили план Юнга.
*лирическое отступление про план Юнга - утвержден в Гааге в 1930 году, план растягивал выплаты на 59 лет и снижал сумму долга до 113 миллиардов.*
Но американцем и это надоело – в 1931 году американский президент Герберт Гувер объявили мораторий на германские репарации и французы денежек не увидели вообще.

Итоги: В 1919 году Франция хотела возместить «моральный ущерб» за понесенные потери от войны и обескровить немецкую экономику, чтобы она не возродилась в будущем. Получилось «поглубже» и «подольше», и дало совершенно обратный эффект – долги не выплачивались, растянулись во времени и создали прецедент для международных скандалов, последний платеж был погашен в 2010 году. Мораль проста – знайте, дети, меру и обращайтесь к специалистам.

P.S. Союзники усвоили урок французов, и после ВМВ доили германскую корову нежно, не дергая за вымя. Но это уже совсем другая история…

Автор - Егор Симанов

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2