В 2007 году, на Мюнхенской конференции по безопасности произошло неординарное событие, которое обозначило курс и России, и Запада. Тогда наш президент выступил с речью, которую относя к списку самих ярких выступлений Путина.
Президент говорил об однополярном мире, мире, в котором доминирует только одна держава - США. Этот мир рано или поздно станет пагубным не только для рядовых участников, но и для гегемона.
Путин тогда сказал, что чрезмерное применение силы погрузит мир в постоянные конфликты. Что универсальные нормы не работают.(Конца истории, о котором говорил Фукуяма, так и не произошло.)
И это происходило на фоне расширения НАТО на восток, когда была принята Прибалтика, корабли НАТО заходили в Крым, Грузия активно перевооружалась. Речь Путина стала напоминанием о договоренностях в 90-ых - НАТО не расширяется, взамен Россия не удерживает Организацию Варшавского договора.
Запад тогда нарушил эти обязательства (ходят слухи, что именно после речи в Мюнхене Россия начала разработки гиперзвукового оружия). Возможно именно поэтому западные средства массовой информации вспоминают эту речь (например речь идет об издании Quillette).
Ведь по сути, если бы США не стали бы "ломать через колено" все и вся, то история могла бы сложится иначе. Да, Европа тогда была недовольна гегемонией США. После начала войны в Ираке мог образоваться некий антиамериканский союз России, Франции и Германии. Но ЕС не рискнул пойти против, предпочитая пассивную политику. Вопросы торговли и развития демократии интересовали Европу больше, чем глобальные перемены.
Западные СМИ, говоря о речи Путина, предпочитают двойственную позицию. Они признают правоту слов и то, что Путин верно просчитал будущее, но добавляют ложку дегтя. Мол, Путин лукавил и все это было только для оправдания усиления военной мощи России. И вообще, это все делалось, чтобы убрать горечь поражения в Холодной войне.
Что ж, пусть так и считают. Однако можно вспомнить и слова немецкого политолога Александра Рара, который недавно вспоминал о речи в Мюнхене. Продвижение НАТО на Восток неизбежно вызовет новое обострение России и Запада. И сейчас, когда остался последний рубеж - Белоруссия - цивилизационный конфликт может вступить в острую фазу. Россия никогда не отдаст Минск, считает Рар.
Речь в Мюнхене была яркой и кричащей о необходимости перемен. Политики многих стран давно разучились так же ярко выступать. Возможно поэтому, слова Путина до сих вспоминают на Западе.