Найти в Дзене
Просто о сложном

Проявления системного кризиса и попытка увидеть свет в конце тоннеля

Системный кризис - штука неприятная. Основная неприятность в том, что теряется возможность понимания - что наша система может делать, какие задачи может выполнять и как.

Проблема с Роскосмосом сейчас именно в этом. Вот цитата из выступления Николая Севастьянова 21 января 2006 года:

"Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3", - сказал он.
Важную роль в создании лунной базы, по мнению господина Севастьянова, будет играть
МКС, которая к 2009 г. должна "разрастись" до 12 отсеков и превратиться в международный космопорт. Экипаж станции к тому времени будет состоять из 6 человек, которым и предстоит монтировать на орбите конструкции будущей базы. Доставлять космонавтов и грузы на орбиту будет новый многоразовый корабль "Клипер", чей ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г.

Пилотируемый "Клипер" и разработанный в "Энергии" межорбитальный буксир "Паром" образуют единый многоразовый транспортно-грузовой космический комплекс, который будет обслуживать промышленное освоение Луны. Благодаря новой транспортной системе Россия сможет также оказывать коммерческие услуги по доставке в космос различных, в том числе и крупногабаритных грузов.

Макет корабля "Клипер". Фото взято из открытых источников
Макет корабля "Клипер". Фото взято из открытых источников
Межорбитальный буксир "Паром", концепция. Фото взято из открытых источников
Межорбитальный буксир "Паром", концепция. Фото взято из открытых источников

Вот таким виделось будущее российской космонавтики в 2006-м году. Совсем, как видите, неплохо. Впереди планеты всей!

Что у нас сейчас? Ни о "Клипере", ни о "Пароме" речи давно уже не идет. А нынешние руководители говорят о совсем других проектах:

К новым нашим разработкам, конечно, относится и новый пилотируемый многоразовый корабль «Орёл», разработка которого, наконец, сдвинулась с мёртвой точки. На конец 2023 года мы ставим начало его летных испытаний в безэкипажном варианте, а в 2025 году он должен доставить космонавтов на МКС...

Россия является лидером в создании технологий, необходимых для покорения дальнего космоса. Об этом сказал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин ...

"С точки зрения создания технологий для покорения дальнего космоса, я думаю, что у Российской Федерации, у нынешней России лидерские позиции. Я имею в виду те работы, которые мы ведем по космическому ядерному реактору и буксиру, который будет на космическом ядерном реакторе".

Космический корабль "Орел", концепция. Фото взято из открытых источников
Космический корабль "Орел", концепция. Фото взято из открытых источников
Транспортно-энергетический модуль, концепция. Фото взято из открытых источников
Транспортно-энергетический модуль, концепция. Фото взято из открытых источников

Сходство тут каждый может увидеть сам. Оба руководителя говорят о будущем, оперируют концепциями, и буквально излучают глубокую уверенность в том, что Россия есть и будет впереди планеты всей в деле изучения космоса.

Немного в сторону - один мой товарищ говорил, что у России на самом деле три беды - дураки, дороги и не имеющие аналогов в мире технологии. Ядовито, но верно. Иногда появляется такое впечатление, что нашим руководителям совершенно неинтересна работа, если про нее нельзя сказать, что она уникальна, не имеет аналогов в мире и выводит нас на долгие годы в лидеры.

А теперь давайте зададимся вопросом - будет ли у нас через пять лет "Орел", а через десять - ядерный ТЭМ?

Самый честный ответ на это - мы не знаем. Очень хотелось бы, конечно, но - никакой уверенности в том, что наши планы сбудутся ни у кого, увы, нет. Разве что у совершенно отмороженных оптимистов - такие есть, но тут вот какая закавыка - точно так же они 15 лет назад верили в "Клипер" и "Паром", а когда им говорили, что работа эта очень сложна и не факт, что наших компетенций хватит на ее выполнение - посылали говорящего лесом.

И вот этот честный ответ и является самым ярким проявлением охватившего нашу космонавтику системного кризиса. Мы не знаем. И Рогозин не знает, на самом деле. Он, может быть, верит - так ведь и Севастьянов верил в 2006-м, когда рассказывал нам о наших великих планах...

А теперь еще немного цитат - все свежие, о событиях 2020 года.

1. Запуск ракеты «Союз-2.1а» с военным спутником «Меридиан-М» с космодрома Плесецк перенесен на 14 февраля, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли. Изначально пуск планировался 24 января, но его отменили. Причиной послужило короткое замыкание кабеля бортовой электросети третьей ступени ракеты, утверждает собеседник агентства.

По его словам, сейчас продолжаются работы по устранению сбоя, но пока специалистам не удается локализовать проблему.

2. «Протекший» разгонный блок «Фрегат-МТ» могут отправить из космодрома Куру во Франзузской Гвиане домой, к предприятию-изготовителю — Научно-производственному объединению (НПО) Лавочкина, сообщили РИА Новости в «Роскосмосе».

Агентство напоминает, что в мае у изделия обнаружили утечку токсичного топлива. Отмечается, что в настоящее время специалисты НПО Лавочкина демонтировали неисправный клапан с разгонного блока.

3. Первый в 2020 г. пуск ракеты «Протон-М» перенесен с конца марта на конец мая. Причиной этого, как сообщил «РИА Новости» во вторник гендиректор Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева Алексей Варочко, стало несоответствие комплектующих необходимым параметрам.

Я в данном случае очень и очень далек от какого-либо злорадства. Просто вышеприведенные примеры показывают, что Роскосмос пока достаточно далек от разрешения стоящих перед ним проблем.

При этом есть и хорошая новость - технические неполадки начали находить до того, как ракета отправится на орбиту. То есть до аварий мы дело доводить перестали. Иначе говоря, до относительно недавнего времени развалено было не только производство, но и технический контроль на завершающих этапах подготовки ракеты к пуску. Сейчас последнюю стадию более менее удалось наладить - но и только, так как проблемы с производством и с контролем комплектующих и технологических операций, увы, остались на месте.

Вот эти новости об обнаружении неполадок до полета, а не во время его - это и есть обещанный свет в конце тоннеля.

Будем посмотреть дальше. Хочется уже и российскими успехами в космосе гордиться. А не радоваться в очередной раз за наших отцов, оставивших нам столь богатое наследство...