Чем дальше двигался прогресс, тем острее становилась проблема перевозки особо тяжёлых и негабаритных грузов. Вот таких например:
В этой шутке только доля шутки. Снимок сделан на борту немецкого судна "Лихтенфельс", одного из первых, специально построенных для перевозки тяжеловесов в 1929 году. Например, паровозов в Индию:
Ну, а оттуда иногда везли слонов :) Паровозы возили и раньше, но зачастую в разобранном виде, к тому же, погрузить их в стране-изготовителе можно было и береговыми кранами, а вот в местах выгрузки такой техники могло и не быть, поэтому пароход снабдили своим подъёмным устройством, рассчитанным на 120 тонн. Так выглядело судно:
Судьба его сложилась неважно. Через десять лет после постройки началась 2-я Мировая война. Несколько германских судов были блокированы в эфиопской Массауа, в том числе и "Лихтенфельс". Вот снимок, сделанный 20 апреля 1940 года, когда команды этих судов собрались на его палубе по случаю праздника. Какого? Да день рождения фюрера же:
Почти ровно через год, 4 апреля 1941 года ввиду угрозы занятия порта британскими войсками судно было подожжено, а потом затонуло. Его останки подняли в 1950-м году и отправили на переплавку.
Со временем, когда вес в 120 тонн стал просто смешным на фоне необходимости перевозить конструкции весом 60 000 тонн и более, изменился подход к конструированию таких судов. В принципе, такие грузы можно или буксировать, если они обладают собственной плавучестью, либо помещать их в плавучие доки, которые опять же буксировать. Но это долгая песня. И тогда пошли по пути создания так называемых полупогружных судов.
В принципе, конструктивно это тот же плавдок, только с обводами и двигательной установкой транспортного судна. Сейчас их существует больше десятка, мы же остановимся на «Blue Marlin». Хотя это давно уже не самое большое судно этого класса.
Судно принимает воду в балластные цистерны и погружается вот так:
Глубина погружения может доходить до 23 метров, а объём принятой воды до 77 000 тонн. После этого груз размещается над судном и оно, откачивая балласт, начинает всплывать вместе со своей ношей. Центровка, крепление - это особая песня, ведь можно по пути и в шторм попасть. Хотя грузу может достаться от шторма и после доставки и установки на месте.
Вспомним историю крупнейшей плавучей нефтедобывающей платформы "Thunder Horse" (Громовая лошадь). Корпус её был построен в Южной Корее и через два океана за 63 дня доставлен "Голубым Марлином" в Техас, где была установлена надстройка, изготовленная в Морган-Сити. А я там был и видел эти гигантские "табуретки" в процессе изготовления, в конце дам ссылку на рассказ о своём посещении Морган-Сити. Потом платформу отправили добывать нефть в Мексиканском заливе. Транспортировка платформы:
В 2005 году в тех местах разразился небывалой силы ураган "Деннис". Жертв и разрушений было столько, что впредь и навсегда запрещено давать это имя другим циклонам. "Громовую лошадь" успели увести в безопасное стойло, но без приключений не обошлось. Внезапно она начала крениться и дело дошло до такого состояния:
Платформа была рассчитана на столетнюю эксплуатацию, тем не менее при исследовании оказалось, что потрескались швы на подводных коллекторах, а одна из 12-дюймовых труб проложена неверно и при определённых обстоятельствах вода может свободно перетекать между балластными цистернами. Неполадки устранили и платформа продолждает работу, добывая 250 000 баррелей нефти в сутки, не считая попутного газа.
"Голубой Марлин" меж тем не сидел без дела:
Вот он с грузом на палубе радара X-Band морского базирования входит в Пёрл-Харбор, Гавайи, после завершения 15000-мильного путешествия из Корпус-Кристи, штат Техас, 9 января 2006 г.
Корпус десантного вертолётоносца "Канберра" был спущен на воду в Испании в 2011 году. А в 2012 "Голубой Марлин" перевёз его на своей спине в Автралию:
Здесь "Канберру" достроили, выглядит она так:
А "Голубой Марлин" отправился за её сестрицей, "Аделаидой".
Всегда ли всё происходит столь благостно? Отнюдь. Вот подобное судно, но более ранней постройки Mighty Servant 2 (Могучий слуга) транспортирует в 1988 году американский ракетный фрегат Samuel B. Roberts, подорвавшийся в Персидском заливе на мине, чёрт его туда занёс:
А через 11 лет, перевозя из Сингапура в Анголу тяжеловесное оборудование, наткнулся на неотмеченную на карте скалу (бывает и такое), перевернулся и затонул за 4 минуты. Погибло 5 человек.
Его младший братец Mighty Servant 3 в 2006 году доставил опять же в Анголу плавучую буровую. В момент разгрузки что-то пошло не так, раздалось "Хрррусь" и "Могучий слуга 3" переломился:
Буровой-то что - она же плавучая, так и осталась плавать. А полупогружное судно погрузилось полностью и отправилось на дно. К счастью, никто не пострадал. "Могучего слугу 3" позже подняли, откачали и после ремонта он продолжил возить всякие необычные грузы.
Обещанные рассказы:
Как я на буксире в США побывал.
Как я на буксире в США побывал. Окончание.
И ещё:
Корабли, сильно непохожие на других,
.................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь