1960 год. Токио. Открытие выставки икебаны. Победитель давно известен. Главный приз вручён. Вспышка фотоаппарата… На следующий день именно этот кадр опубликуют все центральные газеты. И подпись, — «Жена императора Японии награждает триумфаторов. Рядом — участница конкурса».
Супругу императора знали все. Вторую женщину не знал никто. Японцы не догадывались, что обворожительная красавица на снимке — на самом-то деле… Опытная советская разведчица, майор КГБ — Ирина Алимова.
Она должна была стать кинозвездой. В 1937 снялась на студии «Туркменфильм» едва ли не в первой советской звуковой картине — «Умбар». Её талантом восхищались: «Золушка» Янина Жеймо, Зоя Фёдорова, Пётр Алейников, режиссёры Хейфиц, Герасимов. Ей прочили большое будущее,
Но тут началась Великая Отечественная война и актриса Ирина Алимова добровольцем ушла на фронт. В Красной Армии она занималась военной цензурой, знала семь языков, работала переводчицей. В 1944 получила предложение стать сотрудником Управления внешней разведки НКГБ.
Актрису научили правилам конспирации, умению оставаться незамеченной, быстро уходить от преследования, после чего — отправили в Японию, в служебную командировку. Причём отправили не одну.
По заданию Центра Алимова должна была сначала познакомиться с нашим нелегальным сотрудником в Азии, выйти за него замуж и только потом перебраться в Токио. Однако в действительности этот брак не был фиктивным, что называется по «легенде». Это была настоящая, крепкая семья, объединенная не только реальной любовью, но и общей опасностью, общим делом и общей судьбой.
В 1952 году супруги переехали в Токио. Купили большой дом. Сами жили на первом этаже, второй сдали в аренду. Соседи, граждане США стали для наших разведчиков некой охранной грамотой против японских спецслужб, которые активно интересовались любыми иностранцами в стране.
И вскоре в Москву было отправлено первое донесение — «На воду спущена новейшая японская подводная лодка. Тактико-технические данные прилагаю. Подпись - «Бир»»
Настоящее, татарское имя Алимовой – Бибииран. Отсюда и возник её агентурный псевдоним — «Бир». В Японии наша разведчица открыла небольшой магазин. Продавала женские блузки, юбки и платья. Она хорошо вышивала, украшала одежду необычными узорами. Все эти вещи были очень популярны в Токио. Как результат — Ирину Алимову приняли в американский дамский клуб, где собирались жёны дипломатов и офицеров.
И совсем скоро в Москве уже читали очередное донесение, — «Докладываю о расположении военных баз и аэродромов США в Японии; реальные адреса базирования армейского спецназа; точную информацию о технике и вооружении японских сил самообороны. Подпись - Бир».
За 13 лет работы в Токио наша разведчица переправила в Центр свыше 7000 секретных документов, но при это она ни разу не была на грани провала!
В 1967 году Ирина Алимова и её супруг рассказали своим иностранным друзьям в Токио, что собираются уехать в отпуск. Ненадолго. Сначала они отправились во Францию, а затем через Испанию, Италию, и Швейцарию благополучно добрались до Москвы. В Токио они уже не вернутся.
Секретная миссия была выполнена. После казни Рихарда Зорге советская разведка вновь приступила к работе в Японии.
Её рассекретили в 90-е годы XX века. Японцы были в шоке. Они тут же разыскали ту самую старую фотографию и опубликовали. Только на этот раз журналисты сделали правильную надпись, — «1960-й год. Токио. Выставка икебаны. Жена императора Японии награждает триумфаторов. Рядом — советская актриса и разведчица, майор КГБ» …