Друзья, у меня появилась возможность внимательно полистать дома книгу о жизненном и творческом пути знаменитого промышленного художника-керамиста Евы Цайзель, в России более известной под фамилией Штрикер. И сегодня я хочу обратить ваше внимание на замечательный фото-снимок: Ева в кругу советских коллег в Москве.В их руках новые, и в скором будущем, прославившиеся произведения. В книге фотография не расписана по персоналиям. И потому, хочется восстановить право художника на имя!
Kirkham P. Eva Zeisel: Life, Design, and Beauty. – San Francisco: Chronicle Books, 2013. – 255 pp., Illus.
Ева Штрикер-Цайзель (нем. Eva Zeisel, урождённая Ева Амалия Штрикер, венг. Striker Éva Amália; 13 ноября 1906, Будапешт – 30 декабря 2011, Нью-Йорк). Знаменитый художник-керамист, скульптор, промышленный дизайнер. Окончила Будапештскую Королевскую академию изящных искусств (1923). Гончарному искусству училась у керамиста Якоба Карпанчика. В 1925 году создала собственную керамическую мастерскую. В 1920-е годы занималась керамикой, театральными декорациями, работала дизайнером на керамических фабриках Венгрии и Германии, увлекалась идеями Веркбунда и Баухауза.
В 1932 году её пригласили в СССР для работы над стандартами бытовых посудных форм. Сначала она устраивается в Украинское управление фарфоровой и стекольной промышленности, а затем на Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, где попадает в художественную лабораторию Николая Суетина. Под его руководством она разработала первую форму сервиза «Интурист» (1933) для массового производства. В 1934 году Ева переезжает в Москву. Вскоре она была назначена художественным руководителем фарфорово-фаянсовой промышленности РСФСР, включавшей 47 предприятий. На Дулёвском фарфоровом заводе она создала модельную лабораторию и за год разработала формы для восьми чайных и кофейных сервизов, посуды для детских садов и ресторанов.
Высокая должность и профессиональное признание не избавили художника от преследований репрессивной машины. Её обвинили в пособничестве вражеским силам Запада и покушении на Сталина. После полутора лет тюрьмы, под давлением европейских интеллектуалов, инициированным её матерью, в 1937 году её выпускают на свободу при условии, что она немедленно покинет СССР.
На фотографии Ева держит разработанный ею чайник «Интурист» за ручку носиком вниз – таким образом, демонстрируя преимущества усовершенствованной прочной формы с «утопленной» крышкой, которая при наливании напитка не будет съезжать с чайника и разбиваться.
В 1933 году «Интурист» стал первым новым сервисом, разработанным в Художественной лаборатории Государственного фарфорового завода в Ленинграде под руководством её руководителя Николая Суетина и запущенным в производство после Революции 1917 года. Цилиндрические сосуды экономили топливо, потому что их можно было эффективно складывать в печи для обжига; прочные уплощённые ручки помогли увеличить срок службы изделия. Уплощённые крышки позволяли складывать их одну на другую. Широкие цилиндрические поверхности сосудов особенно были удобны для поясных живописных композиций и декоративных росписей.
Подробнее: «Интурист» Евы Цайзель – сервиз на экспорт
Николай Михайлович Суетин (6 ноября 1897, Калужская губерния – 22 января 1954, Ленинград). Великий художник-фарфорист, проектировщик-экспериментатор, график, живописец, оформитель. В 1922 году окончил Витебский художественно-практический институт. Ученик Казимира Малевича и приверженец супрематизма. Более 20 лет был главным художником Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, с 1932 по 1952 возглавлял Художественную лабораторию.
Людмила Викторовна Протопопова (12.08.1906, Уфимская губерния – 31.12.1981, Ленинград). Художник-фарфорист, новатор. В 1930 году закончила Ленинградский художественно-промышленный техникум. С 1930 по 1976 год работал художником по росписи фарфора на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова.
Людмила держит сервизный сливочник «Наркомпрос», разработанный Сергеем Васильевичем Чехониным (2/14.11.1878, Новгородская губерния – 23.02.1936, Лерах, Германия) с 1918 по 1923 год являвшимся художественным руководителем ГФЗ.
Иван Иванович Ризнич (20.01.1908, Санкт-Петербург – 27.11.1998, Санкт-Петербург). Художник-фарфорист, скульптор, график, иллюстратор книг. Народный художник России. В 1926 году окончил художественную школу в Слуцке (Павловске) и пришёл работать на Государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Разрабатывал анималистическую тему.
В раках Ивана Ризнича узнаётся форма кувшина-мензурки ГФЗ. Однако, все известные мне образцы этого лабораторного предмета датируются 1920-ми годами. На иллюстрации я показал произведение Рудольфа Вильде
Иван Семёнович Ефимов (24.02.1878, Москва – 07.01.1959, Москва). Великий скульптор и график. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Совершенствовался в Германии, Италии, Австрии и Голландии. Первую майолику выполнил в 1900 году в Миргородской художественной школе, но по-настоящему керамикой начал заниматься в 1905–1906 годах в Абрамцевской гончарной мастерской. В 1918–1930 годах преподавал в московском ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНЕ (Высшие художественно-технические мастерские / Высший художественно-технический институт). К керамике он вновь возвращается только в 1927 году. А летом 1934 года принимает приглашение поработать в Художественной лаборатории на Конаковском фаянсовом заводе. В 1936 году переводится в фаянс и его «Лань с детёнышем».
Творчество Ивана Семёновича в фаянсовой скульптуре в 1937 году отмечено золотой медалью Всемирной выставки в Париже, а в 1958 году фарфоровая «Лань с детёнышем» на Всемирной выставке в Брюсселе получила серебряную медаль.
Исидор Григорьевич Фрих-Хар (05.04.1893, Кутаиси, Грузия – 17.04.1978, Москва). Великий скульптор-керамист. Народный художник СССР. Детские и отроческие годы провёл в Грузии. Специального художественного образования не получил. Сильное впечатление в начале художественной деятельности он испытал от знакомства с С.Т. Конёнковым и С.А. Есениным, что повлияло на первоначальный выбор дерева как скульптурного материала. От дерева стал переходить к керамике под влиянием крупных работ И.С. Ефимова. В 1934 году стал организатором и руководителем открывшейся при Конаковском фаянсовом заводе Творческой художественной лаборатории.
Примечание: персону за спиной Евы пока не удалось опознать.
Предшествующие темы:
Дулёвский путь Евы Цайзель к Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году
Дулёвский «Огонёк»: успех творческого тандема Евы Цайзель и Петра Леонова
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив