В повести Л. Н . Толстого автор наталкивает читателя на рассуждение об истинных и ложных данностях этого мира- о ценностях, выборе, одиночестве, чувствах, жизни, смерти и любви.
Автор сообщает свое мнение через особый слог повествования, раскрывая через литературные приемы в изобилии свое отношение к каждому из персонажей: некоторую насмешку над двуличием друзей-чиновников Ивана Ильича у гроба и в канцелярии, в момент когда они узнали о смерти друга и устранении препятствий на пути их карьеры. Автор в рассказе показывает многие людские пороки - двуличие, тщеславие, выслуживание, манерность, рабство порядочности, гедонизм и карьеризм главного героя. О всем том, что находится по ту сторону от истинных аутентичных отношений, дружбы, любви, созидательной творческой жизни в согласии со своей душой. Например, автор сталкивает читателя с дихотомией того мира в котором жил герой: некоторых из друзей - коллег Ивана Ильича совершенно не трогает его смерть, у них отсутствует сострадание. Жена усопшего переживая утрату, одновременно с этим решает вопросы похорон, места на кладбище, - она единственная кто, кажется, не притворяется и при этом может смотреть и в смерть и в жизнь. Но, спустя время, мы видим, что рассказ жены был скорее продиктован намерением с помощью коллеги усопшего вытянуть из казны побольше денег по случаю смерти мужа. Другу Ивана Ильича не приятен этот разговор, он вынужден подстраиваться, стараясь не выдать свое истинное отношение к происходящему – возникший страх своей собственной кончины и оттого такое сильно желание отгородиться. В качестве спасения он находит объяснение, что умер не он, что смерть свойственна лишь усопшему, но не ему… и эта психологическая уловка как будто может обезопасить его самого.
Вопросы жизни и смерти вновь и вновь встают перед каждым из героев рассказа: вдовой, его «друзьями»-коллегами, детьми усопшего и всеми присутствующими, самим умирающим, но для каждого –по разному. И Толстой обращается к началу событий, приведшим все окружение к новым для них процессам.
Однажды тот ресурс, на который опирался Иван Ильич в виде ухода с головой в службу от пиления женой, исчез. Его впервые постигло истинное одиночество - в межличностных отношениях и неоцененность всех его усилий на службе. Тогда герой, не в силах выдержать этих чувств, решает взять все в свои руки и мстить: повысить себе жалованье, бросить своих обидчиков и сменить учреждение и должность. В итоге Иван Ильич встал над всеми, кто его ни во что не ставил, и теперь они не могли избежать хоть и формального, но все же «приятного» для него обращения. Появились деньги, он начал обставлять новую квартиру и нашел в этом большое наслаждение и былую ценность себя в глазах домочадцев и новых статусных «друзей». Но ненадолго.
Вскоре отношения с женой снова стали критическими, приобретя статус «холодной войны», но с сохранением «приличия» при посторонних. Все это начало сказываться на его здоровье- оно стало портиться и герой отправился к врачу.
Привыкший за время службы стоять «над» и вершить судьбы людей, герой теперь находятся в обратной позиции - его судьба, его болезнь и дальнейшая жизнь зависела от докторов. Он на себе смог почувствовать то равнодушие к судьбам людей, которое он сам демонстрировал много раз на работе, теперь, когда даже самый знаменитый доктор не смог быть участливым помощником для него в «таком важном вопросе». Иван Ильич начал процесс пересмотра некоторых ценностей своей жизни. Даже в светском обществе, он начал больше внимания уделять вопросам чьих-то болезней в надежде излечить свою, больше читать медицинской литературы. Но болезнь все брала свое, оставляя посреди напускного спокойствия в душе героя лишь раздражение от неопределенности и утраты, и бессилия что-либо понять и помочь самому себе. Ивану Ильичу предстояло столкнуться со своими ограничениями: в возможностях, здоровье, ресурсах, жизни, но он отчаянно не хотел верить и видеть грядущие изменения.
Плохое самочувствие и сомнения в выборе пути исцеления сподвигло его даже задуматься о нетрадиционных способах - гомеопатии, молитвах иконам. С трудом выдерживая неопределенность диагноза и невозможность знать наперед лучший, верный выбор пути к здоровью, Иван Ильич останавливает свои метания на одном способе, желая обрести в этом успокоение.
Проходит время, его личность меняет, меняются и отношения с окружающими.
И вот уже его друг, похожий на него самого 10 назад, лихой и жизненный, начинает лишь раздражать. Попытки продолжить прежнею жизнь, но уже с болью, не удаются главному герою - он «остается один с сознанием того, что его жизнь отравлена для него и отравляет жизнь других и что отрава эта не ослабевает, а все больше и больше проникает все существо его.», вновь сталкивая судью со знакомым уже одиночеством в двух эпостасях-отсутствием поддержки и возможности кому-то открыться и экзистенциальным одиночеством- осознанием того, что даже если это произойдет, они все равно не смогут понять какого это- то, что предстоит пережить лишь только ему самому.
Иван Ильич долго и только благодаря откликам других людей приходит к мысли о реальности своей грядущей смерти. Он начинает вести долгие рассуждения на философские темы и разговаривать с собой, то склоняясь к мнению, что есть шанс вернуться к жизни и выздороветь, то оставаясь лицом к лицу с неизбежной, даже для всех его близких, участью. Он пытался спастись, отрицая, вытесняя ее играми и работой, перестановкой мебели, философскими «ресурсными мыслями», но не находил спасения ни в чем. Только в общении с Герасимом, простым мужиком при хозяйстве, барин находил душевное и физическое утешение и его боль проходила. С Герасимом не нужно было играть роль «былого господина», и сохранять «отравляющую» ложь, что «он не умирает». Во всех же других отношениях с людьми герой сталкивается с их собственной защитой от смерти- замалчиванием, обесцениванием состояния больного, непринятием его кончины, истинных чувств и потребностей, странными шутками. И оставаясь один, он плаче от одиночества, горечи и бессилия.
Наконец начинается его прямой диалог со своей душой, и, в связи с этим, новый виток переосмысления своей « приятной и приличной» жизни. Он находит островки настоящего счастья и наслаждения от жизни в своей памяти о детстве- «Там было еще кое-что истинно хорошее: там было веселье, там была дружба, там были надежды. Потом, опять появились хорошие минуты: это были воспоминания о любви к женщине. Потом все меньше и меньше» и приходит к главным мыслям –«Зачем я жил? Может я прожил не так как должно?»
Две недели спустя он делает из этих вопросов утвердительные истины о себе, своих выборах, подлинном одиночестве в толпе, переоценивая свои стремления к соответствию общественным нормам: «Все то, чем ты жил и живешь, — есть ложь, обман, скрывающий от тебя жизнь и смерть».
Впервые Иван Ильич, понимая скорую свою кончину, позволяет себе новое поведение - он просит удалиться всех кто «играет в эту ложь», особенно супругу, которую ненавидит. Он вновь и вновь ищет, что же могло быть «то», и находит это в чувствах к своим близким: сострадании к ним, жалости и большой самоотверженной любви, которую он готов облечь в свой уход ради прекращения их страданий. Этот новый свет, который увидел Иван Ильич, его новые истинные ценности, пусть и обретенные за несколько минут до кончины, стали освобождением от «не той жизни», и дали искомый ресурс к эволюции души и освобождающей, и уже не страшной новой истиной цели – смерти во имя любви.
Автор разбора: практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт Цаюкова Екатерина Дмитриевна
https://vk.com/psyholog_chel
Любое использование материалов без ссылки на автора и источник запрещено ( в том числе законом РФ об авторском праве).