Есть три вида людей: одни живут эгоистичными стремлениями, другие, альтруистичными, а третьи пытаются выдерживать по мере сил какой-то баланс в этой жизни. Эти режимы существования определённым образом влияют на склад ума и на развитие самой способности соображать. Какими особенностями отличается эгоистичный менталитет, поясню в этой статье.
Бывают такие проулки, на которых двум машинам навстречу друг другу не разъехаться: может только или одна в одну сторону проехать, или другая в другую. И когда такая дорога на протяжении часа простаивает свободной, но именно в ту минуту, когда вам надо по ней спешно выехать, со встречной стороны появляется другая машина, то у вас есть два варианта эмоций: «Ну надо же, как мы друг с другом неудачно попали…», и «Ну вот какой чёрт вас всех всегда посылает мне мешать именно в тот момент, когда я спешу?».
Вопрос «Какой чёрт меня посылает, чтобы ему помешать?», бывает не часто, но вот «Какой чёрт его посылает…» бывает сплошь и рядом. И вот эта тенденция рассуждать на перекошенный в свою пользу манер определяется уровнем эгоизма в человеке.
Что есть эгоизм? Это приоритет заботы о себе в ущерб заботе о других. Например, если один человек в общественном транспорте сидит, а другой стоит, то первый может встать и уступить ему место, а может остаться сидеть. Бывает, что сидит молодой и сильный, а старый и немощный стоит. Бывает, что сидячий занимает два места, и кто-то стоит из-за того, что ему лень подвинуться. Ещё может быть, что и на двух разлёгся, а на третье ещё и ногу закинул, и трое стоят из-за того, что ему полежать захотелось. И т.д., по принципу, чем дальше в лес, тем больше дров, и всё это разные степени проявления эгоизма, в прямом и переносном смысле. И именно так и бывает в жизни, где одни объедаются и блюют, чтобы высвободить место в животе для нового объедения, а другие умирают с голоду, и пьют грязную воду.
Аналогичным образом обстоит дело и в области соображений, которые у одних людей строятся одним порядком, а у других строятся совсем другим. Образно, проблема выглядит так: пронёсся на машине водитель по луже и облил прохожего. Спешил очень, или только ездить учится (не знает, на какой скорости лужи проезжать надо) – у эгоистичного и нормального человека будет совершенно разное отношение к своему поступку.
У нормального человека на месте водителя такие проступки могут получаться либо по неопытности, либо в качестве из ряда вон выходящей случайности. У эгоиста они будут закономерны, и сколько его опытом не корми, у него всё равно, то тут, то там, будут получаться такие поступки в отношении других людей.
Если водитель неопытный, он может быть занят проблемой, как перестроиться и проскочить на светофор, и на то, чтобы учесть ещё возможность лужи, которую он не сумеет объехать, ему может просто не хватить внимания. В следующий раз он перераспределит внимание, и на будущее будет развивать свои навыки так, чтобы их хватило на всё, и обязательно учтёт ошибку. Эгоист будет развивать свои навыки по-другому: он научится ориентироваться, как шашечками перестраиваться и носиться, успевая на все светофоры, он изучит местные улицы, проезжая по ним регулярно, он научится соображать на три светофора вперёд и выгадывать зелёный коридор для своего движения, но учиться включать учёт лужу в свою программу он так и не удосужится.
Если такой эгоист окажется на месте того пешехода, он будет ругать облившего его водителя от и до, перечислив по пунктам все составляющие его неправоты и перемыв все его косточки. Он найдёт очень много вариантов, как можно было заранее подумать и предусмотреть, и очень грамотно обоснует, какая тот скотина, что этого не сделал.
Объяснит, почему не знать об этой луже было невозможно, если ездишь по этой улице регулярно. Почему надо было учесть, что это не просто лужа, а там в ней ещё и выбоина. Почему водитель не может не знать, что подвеска автомобиля, обнаружив под собой пустоту, просто ударит колесом в неё всей силой разжимающегося амортизатора. И не забудет спросить, какой чёрт того дебила специально ведёт, чтобы облить его именно в тот момент, когда он проходит рядом. Но на месте водителя он ничего этого не сообразит. У него на всё найдётся оправдание. Он, конечно же (как всегда) спешил, и его внимание было занято, как объехать того и сего, и не создавая аварийной ситуации, а потому угадать (и почему он о ней должен помнить?), что там может оказаться лужа, его просто не хватило. И он будет вполне серьёзно занимать такую позицию, и считать, что всё это надо понять (и простить), и будет вполне искренне удивляться, почему с ним кто-то не спешит соглашаться.
В этом отличительная черта эгоистичного менталитета: он может соображать сколь угодно хорошо, но только в рамках своей выгоды, а для чужой он и не подумает учиться, и разница между этими областями будет столь сильная, что, пообщавшись с ним по выгодным ему вопросам, вы можете быть впечатлены проницательностью его ума, но коснувшись невыгодных, вы будете удивлены скудоумием и быдлячеством в их отношении. И там, где другой придёт к людям с подкованностью в нужных вопросах и подготовленностью сообразить все важные им моменты, этот припрётся со своей неосведомлённостью, и полной неспособностью сообразить те вещи, которых ждут от него люди, рассчитывающие на нормальное к себе отношение. И так в жизни у таких людей бывает во всех темах, с которыми они связывают свою деятельность.
Бывает так, что кто-то на производстве травму получает из-за того, условия труда были так организованы, что риск был увеличенный. И не из-за того даже, что кто-то сэкономить хотел, а просто подумать надо было, как иначе организовать можно, но думать никто не захотел. И бывает так, что у кого-то имущество сгорело по недосмотру из-за того, что всё стояло так, что огню при пожаре распространяться было легко, а пожарным подступиться к нему трудно. И не из-за того сгорело, что кто-то специально поджог, а из-за того, что более ответственно к правилам безопасности надо относиться, но кто-то не захотел этого потому, что не его собственность была. И бывает так, что невиновный в тюрьму сядет, и не из-за того даже, что кому-то специально его туда упрятать надо было, и даже не из-за того, что на кого-то очень надо было повесить преступление, а просто из-за того, что улики так совпали, что все против него оказались, и для того, чтобы в них разобраться, надо было напрячь мозги посильнее и подумать, а для другого никто этого делать не захотел. И такие люди идут с такой особенностью своего менталитета по жизни, оставляя за собой шлейф побочных эффектов, с такой же непринуждённой беспардонностью, с какой коровы кладут свои лепёшки, не отрываясь от поглощения пищи. И самая главная особенность таких людей в том, что они никогда не задумаются о том, чтобы сопоставить уровень развития своих соображений для себя, с уровнем развития для других, чтобы сделать из этого соответствующие выводы о том, кто и в чём на самом деле прав оказывается по жизни. Они просто не захотят тратить на это время. Им это не нужно, чтобы не забуксовать в своей жизненной стратегии, которую они так тщательно выгадывают. Ибо им это помешает учиться думать на три перекрёстка вперёд, и обгонять того, кто, думая о других, успеет за это время продумать только на два. В мире, наполненном продуктами равнодушия, именно такие чаще всего всех и обгоняют.