«Ыйгве», официальные протоколы, содержащие подробные описания и зарисовки основных церемоний и ритуалов королевской семьи эпохи Чосон, получают высокую оценку за высочайшее качество и точность текстов и иллюстраций. Благодаря этим материалам мы можем детально изучить церемониал королевских свадеб, который оказал влияние за свадебные обряды во всех сословиях общества того времени.
До наших дней дошло 20 официальных протоколов королев- ских свадеб династии Чосон, поразительно подробно описы- вающих непростую процедуру их проведения. В этих доку- ментах, составленных в период между началом XVII века и началом XIX века, а точнее — между 1627 и 1906 годами, описаны и зарисованы церемонии проведения торжественных событий в королевской семье.
В королевской семье династии Чосон, руководствовавшейся прин- ципами неоконфуцианства, все важные государственные церемонии проводились в соответствии со сводом «Пять видов церемоний пра- вящей династии» («Кукчо ореый», 1474 г.). Под «ореый», или «пятью видами церемоний», подразумевались: обряд поминовения предков («кил-ле»), королевские свадьбы и другие праздничные ритуалы («ка- ре»), военные ритуалы («кун-ре»), ритуал приёма иностранных послан- ников («пин-ре») и похоронные ритуалы («хюн-ре»). Согласно разделу о королевских свадьбах, первым делом выбирали невесту для наслед- ного принца путём трёхэтапной процедуры, называемой «кантхэк». Ко двору представляли имена подходящих девиц из семей именитых учё- ных «сонби» или чиновников, а вместе с ними — имена и должности их отцов, дедов и даже прадедов. По женской линии также сообщали имена и должности родственников вплоть до дедов.
Отбор невесты
Девица, выбранная на третьем этапе «кантхэк», с этого момента счи- талась членом королевской семьи и не возвращалась в свой родной дом. Её поселяли в отдельном дворце, где она оставалась до дня свадь- бы и обучалась правилам проживания во дворце, а также придворно- му этикету и манерам. Свадьбе предшествовали различные церемо- нии, и частный дом считался не подходящим с практической стороны.
Процедура, известная как «юн-не» («юк-ре»), или «шесть церемо- ний», состояла из таких этапов, как «напчхэ», когда принц делал пред- ложение невесте; «напчин», когда невеста принимала предложение; «коги», когда объявляли день свадьбы; «чхэкпи» или «чхэкпин», когда невесте жаловали титул королевы или наследной принцессы; «чхи- нён», когда наследный принц отправлялся в отдельный дворец, где встречался с невестой, после чего приводил её во дворец, и, нако- нец, собственно официальная свадебная церемония «тоннвеён» («тонрвеён»). Последняя проводилась в королевском дворце, а первые пять обычно проходили в отдельном дворце.
Теперь давайте, опираясь на «Ыйгве», рассмотрим две церемонии: свадьбу наследного принца Сохёна и наследной принцессы Кан в 1627 году и свадьбу правящего короля Ёнчжо и королевы Чонсун в 1759 году.
«Ыйгве» с описанием свадебной церемонии принца Сохёна состо- ит из 8 томов, каждый из которых заканчивается иллюстрацией «панч-хадо» на 8 страницах. Син Хым (1566—1658), министр левой руки, был назначен главой ведомства Каре-тогам — временного учреждения, созданного для надзора за всем процессом королевской свадьбы. В качестве отдельного дворца использовали здание, где родился млад- ший брат принца Сохёна. Там прошли первые четыре из шести церемо- ний, а «чхинён» и саму свадьбу устроили в здании Тхэпхёнгван, которое в обычное время использовалось в качестве гостевого дома для китай- ских посланников.
Согласно «Ыйгве», первый этап отбора невесты прошёл 25-ого числа 6-ого месяца по лунному календарю. Расписание последовав- ших за этим церемоний выглядело следующим образом: предложение невесте — 28-ого числа 10-ого месяца, получение согласия невесты — 20-ого числа 11-ого месяца, объявление даты свадьбы — 21-ого числа того же месяца, пожалование титула наследной принцессы — 4-ого числа 12-ого месяца, визит жениха в отдельный дворец — 27-ого числа 12-ого месяца. Однако наследный принц, вместо того чтобы направить- ся за невестой в отдельный дворец, отправился сразу в Тхэпхёнгван, где ожидал прибытия невесты для свадебной церемонии. Невеста при- была туда в паланкине в сопровождении почётного эскорта.
В случае свадьбы наследного принца перед встречей принца с неве- стой в день отправления «чхинён» проводят ещё один ритуал. Наслед- ный принц предстаёт перед королём в тронном зале дворца Кён- бок-кун. Король приказывает сыну: «Отправляйся на встречу с невестой и прикажи ей наследовать дела поминального храма Чонмё и управ- лять подчинёнными с авторитетом». Наследный принц, приняв указа- ние короля, отвечает: «Ваш покорный сын искренне последует приказу Вашего величества». После чего четырежды кланяется королю.
Наследный принц предстаёт перед королём в тронном зале дворца Кёнбок-кун. Король приказывает сыну: «Отправляйся на встречу с невестой и прикажи ей наследовать дела поминального храма Чонмё и управлять подчинёнными с авторитетом».
Тщательная продуманность шести церемоний
Во время шести церемоний королевская семья дважды посылает в отдельный дворец в подарок свадебных гусей: первый раз во время предложения невесте, второй раз — во время визита принца. При этом в записях чётко указано, что оба раза посылался в подарок имен- но живой гусь («сэнан»), а не пара деревянных гусей «кироги», как это принято сейчас. Корейцы верили, что дикие гуси остаются преданными друг другу до самой смерти, поэтому эта птица стала символом супру- жеской верности. Поскольку в те времена посылали живого гуся, его связывали и заворачивали в специально изготовленную по этому слу- чаю ткань. Во время второго подношения гуся человек с гусем, ехав- ший на лошади, следовал перед паланкином наследного принца и вру- чал гуся принцу по прибытии последнего. Принц выкладывал птицу на стол, установленный для проведения ритуала «чонал-ле» («чонан-ре»), т.е. подношения гуся невесте. После чего принц и принцесса, обменяв- шись чарками вина, отправлялись к месту свадебной церемонии.
Весь процесс подготовки свадьбы (с 6-ого месяца 1627 года по 1-й месяц 1628 года по лунному календа- рю) был задокументирован. В протоколы были внесе- ны все детали, включая закупку всего необходимого для церемоний, рекомендации по парадному облаче- нию всех участников, а также список подарков, кото- рые следовало отправить в дом невесты. Всем заправ- ляло ведомство Каре-тогам, в составе которого дей- ствовало три департамента. Первый занимался доку- ментированием всего, что касалось церемонии пожало- вания невесте титула принцессы и её облачений, второй отвечал за флаги и церемониальное оружие для почётного эскорта, наружное и внутреннее убранство залов для церемоний, ларцы для ритуальных принадлежностей, все картины в виде ширм, включая те, которые были предназначены для отдельного дворца. Третий же департамент занимался изготовлением книги из скреплённых между собой бамбуковых дощечек («чуккан») с указаниями короля для своей невестки, а также поставками всех необходимых для этого приспосо- блений.
8-страничная зарисовка процессии из протокола о свадьбе прин- ца Сохёна является самой лаконичной из всех дошедших до нас зари- совок в документах, касающихся королевских свадеб. Дело в том, что жених не поехал за невестой в отдельный дворец, а сразу направился в Тхэпхёнгван, поэтому на карти- не изобразили только паланкин невесты с эскортом. Перед паланкином невесты, которую сопровождают дворцовые фрейлины, несут четыре паланкина мень- шего размера. В них доставляют различные предме- ты, связанные с церемонией, в частности королев- ское письмо о пожаловании титула, печать наследной принцессы, документ в виде бамбуковой книжки, под- тверждающий присвоение титула, официальное облаче- ние и др. В то же время на зарисовке второй свадьбы короля Ёнчжо, с размахом проведённой в 1759 году, впервые изображены оба паланкина — короля и королевы.
Когда королева Чонсон (1692—1757), первая супруга Ёнчжо, умер- ла, не оставив наследника, королевский двор путём трёхэтапной про- цедуры выбрал вдовствующему королю в невесты дочь Ким Хангу, молодого учёного «сонби», не занимающего никакого официального поста. В то время Ёнчжо было 66 лет, а его невесте — 15.