Человек идет в больницу, когда не здоров, плохо себя чувствует. Он знает, что колотится сердце, ноет зуб или болит нога. Врач выслушивает симптомы и выписывает лекарство.
Храм называют духовной врачебницей. Лечить свою жизнь следует, когда определишь признаки больной души. И ради облегчения готов перед Богом исповедовать грехи. Насколько обстоятельно расскажем в нашей статье.
Подробности греха
Лечение в обычной больнице зависит от картины, которую опишет пациент. Рассказ о зубе можно начать как встал с утра, куда пошел, что ел и пил, когда почувствовал дискомфорт. Только стоматологу важно: как именно болит, ноет или пульсирует, хуже от холодного или горячего.
Священнику тоже лучше перечислять грехи. Не стоит подробно передавать диалог ссоры, чтобы рассказать, почему, собственно, не получается простить. Это уже будет не покаянием, а попыткой оправдать грех.
Не называйте имена людей, которых осудили после последней исповеди, не рассказывайте, за что это сделали. Опустите подробности блудного влечения, зачем «оживлять» в себе страсти.
Вернее стремиться к пониманию:
- грешен в гордыне, которая мешает миловать и превозносится,
- в невоздержанности, что разрешает блудно взирать;
- обидел другого, потому что люблю себя, а в собрате Христа не вижу.
Слишком кратко
По другой крайности кающийся, называет грехи общими словами. «Согрешил раздражением, тщеславием, унынием, словом делом, мыслью». А раздражением – это накричал на ребенка, выплескивая результат обиды на справедливое замечание начальника.
Или рассердился на собственную лень, что мешает духовной жизни. Уныние, что не родится в семье Рокфеллера, или опять нагрубил матери. Каяться на исповеди следует о конкретной страсти, что привела ко греху.
Краткость хороша в нечистых и скверных грехах, но с пониманием падения. Недостаточно сказать, что есть блудная страсть. Покаяние в ней, стыд от предательства, желание избегать ситуаций, чтобы не согрешить снова.
Важно, чтобы список грехов родился из повседневного из детального наблюдения за своей духовной жизнью. И исповедь стала финалом, а не началом покаяния.