Найти тему
Стив Май

Объяснять бесполезно? Как объяснить, чтобы поняли?

Оглавление

Учителя всех мастей бьются над одним вопросом: как объяснить так, чтобы все дети сразу поняли? Если удастся найти однозначный ответ на этот вопрос, то проблема образования будет решена раз и навсегда!

Так уж получилось, что я знаю ответ.

Никак.

Я часто в своих статьях и комментариях пишу, что объяснять детям что-то бесполезно. Даже придумал слоган:

Когда учитель начинает объяснять, он перестаёт учить

(Надеюсь, что это действительно мой слоган, а не открытие Америки)

Вы не задумывались,

почему у объяснений такой низкий КПД?

Настолько, что это даже стало темой многих анекдотов¹:

Учитель жалуется: "ну и класс мне попался! Я им раз объяснил, второй раз объяснил, третий. Уже я сам понял, а эти тупицы так ничего и не поняли"

По ряду причин наш мозг практически не реагирует на абстрактный "чужой опыт". Сколько раз мы видели, как люди садятся на скамейку с табличкой "осторожно, окрашено"? И всегда смеёмся над этим.

Фото из интернета
Фото из интернета

А потом всегда сами садимся.

Ну, нет. Не всегда, конечно.

Иногда человек на самом деле может научиться не садиться на окрашенную скамейку. Догадываетесь как, если объяснять бесполезно? Он должен сам совершить ошибку и сесть на скамейку. Не зря говорят, что на ошибках учатся. Именно опыт есть основа обучения, а не объяснение.

Ну и как теперь учить в школах, если нельзя объяснять?

Позволить детям совершать ошибки. Я уже вскользь писал, что ошибки в школьной жизни страшнее смерти, так вот эту ситуацию надо менять. Разумеется, ждать, когда ребёнок сам наступит на грабли, не слишком продуктивно (особенно, если он "городской" и грабли видел лишь на картинке). Поэтому грабли должен раскладывать учитель сам в заранее продуманных местах. Это называется созданием учебной ситуации.

Пример. Учителя начальной школы и 5-6 классов прекрасно знают, как трудно объяснить детям обыкновенные дроби вообще и смешанные числа в частности. Извращений придумана масса: на линейке, на круге, просто тупое заучивание алгоритма... Но 7/6 упорно не увязывается в детской голове с 1 и 1/6.

А попробуйте дать ребенку в руки шоколадку, которая делится на 6 долек и попросить раздать по одной дольке 7 ребятам. Первое, что он скажет: "мне нужна ещё одна шоколадка", или что-нибудь в этом роде. А дальше — дело техники. Лишь бы как с бананами у мартышки не получилось.

Почему всё-таки КПД объяснений не ноль?

Есть одна ситуация, в которой объяснение не будет бесполезным. У каждого из нас в голове имеется такой "модуль виртуальной реальности", в котором мы, например, продумываем, что надо было ответить в споре трёхлетней давности, или что мы скажем боссу завтра, чтобы он точно дал отгул, и как нам ответят на эти невысказанные реплики.

Так вот, если по нашим объяснениям человек прожил ситуацию в своей "виртуальной реальности", то есть шанс, что в настоящей реальности ошибку он не совершит. Научится.

Теперь подумайте: как должен быть развит этот модуль у старшеклассника, чтобы он смог прогнать в своей "виртуальной реальности" такие абстракции, как производная или квантовая механика? А вы говорите, множества в третьем классе и неизвестные величины во втором.

Фейковые объяснения.

Очень часто словом "объяснять" называют совсем не толкование смысла чего-либо, а скорее даже наоборот - устранение смысла. Я говорю об объяснении алгоритмов решения задач.

Ну вот скажите, что в алгоритме объяснять надо? Например, в алгоритме решения квадратного уравнения? Алгоритм до́лжно исполнять, не думая о смысле, как это делает машина. Иначе потеряется его эффективность, и от глупых сомнений ипохондрия у сделается. Да и что там вообще можно объяснить (через "модуль ВР")? Извлечение корня, практически не имеющее аналога в материальном мире?

В таких ситуациях под "объяснение" подгоняют ответ на незаданный вопрос "почему или для чего нужен тот или иной шаг алгоритма?". Хотя, почему нужно вычислять именно такую сложную конструкцию b²-4ac, ни один учитель толком не объяснит. В лучшем случае, сошлётся на Франсуа Виета.

Заключение

Я не первый раз пытаюсь объяснить, насколько бесполезно объяснение. Но, видимо, объяснять бесполезно.

PS

Я там в начале написал, что ответ на второй вопрос из заголовка решит все проблемы образования разом. Я чуть слукавил. Если когда-нибудь в руки человечеству попадёт методичка "как объяснять, чтобы все поняли", то образование просто исчезнет, учителей заменят сначала роботы, а потом машины знаний (рекомендую к прочтению рассказ А. Азимова "Профессия").

——–--–—————

¹) анекдот - концентрированная народная мудрость.