Найти тему
As-Safi Poetry الصفي

Карачаевцы-герои. Герой СССР капитан Осман Муссаевич Касаев

Сценарий документального фильма Шукура Тебуева

Герой Советского Союза капитан Осман Муссаевич Касаев родился в 1916 году в старинном карачаевском ауле Хурзук. Окончив рабфак, он поступил в Пензенское кавалерийское училище. Затем перевелся в Киевское артиллерийское училище, по окончании которого в 1939 году, отправился служить в район Бреста.

1941 год. Первые дни войны. 121-я стрелковая дивизия, в которой служит Осман Касаев, попадает в тиски немецкой танковой армии и ведет тяжелейшие оборонительные бои. Оставшиеся в живых бойцы решают пробиваться к своим и отступают на восток. В итоге в районе Могилёва принимается решение организовать партизанский отряд. Командиром выбирают Абрамова, комиссаром – Касаева. 

В 1942 году в одном из боев Абрамов погибает и командиром 121-го партизанского отряда Могилёвской области Белоруссии становится карачаевец Осман Касаев. 

Так началась одна из самых славных страниц в истории Великой Отечественной войны в целом и всего партизанского движения в частности.

Через подконтрольную Осману территорию лежал самый короткий путь на Москву – через Могилёв и Смоленск. Стратегическая железнодорожная магистраль Осиповичи-Могилёв, которая должна была питать соединения вермахта на восточном фронте, была наглухо перекрыта 121-м партизанским отрядом Османа Касаева, который в скором времени превратился в одну из самых боеспособных единиц всей Могилевской военно-оперативной группы – 121-й партизанский полк.

Немецкое командование было в ярости. И не только потому, что приказ Османа «Ни один эшелон не должен пройти!» выполнялся неукоснительно. Грозный кавказец фактически восстановил Советскую власть на всей подконтрольной ему территории.

Комендант города Могилёва генерал Эрмансдорф в донесении начальству писал:

«Всюду агенты партизан. Особенно их много в Могилёве. В Хрипелёве, Угольщине, Песчанке и в других деревнях западнее Могилёва обосновался краснопартизанский полк, о котором мы ранее доносили. Полком командует некий кавказец Осман, коварный, опытный в военном деле... В сущности, мы контролируем только районные центры, а в селах укрепились партизаны. Против них необходимы крупные силы ».

О размахе боевой активности 121-го партизанского полка говорит то, что для проведения 5-ой карательной операции против Османа в феврале 1944 года были привлечены отборные части вермахта, сопровождаемые артиллерией, минометами, танками и авиацией, которые были сняты для этой цели с фронта. 

Поэтому неслучайно легендарного карачаевца командование Могилёвской военно-оперативной группы 3-жды представляло к званию Героя Советского Союза.

Аскер Дагирович Койчуев, доктор исторических наук, профессор, академик Санкт-Петербургской военной академии, рассказывает:

«На территории Белорусской республики в годы войны действовали около пятисот партизанских отрядов. Одним из них, самых отважных, сильно оснащенных отрядов был отряд Османа Касаева, позже 121-й партизанский полк. Осман Касаев довел количество партизан в своем отряде до двух тысяч двухсот человек. У него в отряде были специалисты по всем военным специальностям. Он прославился своими дерзкими атаками. Провел около двухсот успешных военных операций, и ни разу его отряд не терпел поражения.

Не раз его представляли к присвоению звания Героя Советского Союза. После смерти командование партизанскими отрядами на территории Белоруссии, штаб партизанского движения, подпольный обком за подписями всех руководителей третий раз представили Османа Касаева к присвоению звания Героя Советского Союза. По известной причине, что он являлся представителем репрессированного карачаевского народа на Северном Кавказе, и на этот раз ему не присвоили звания Героя Советского Союза.

Посмертно только в 1965 году первый Секретарь ЦК КПСС Белоруссии Машеров, так как он лично знал его подвиги в партизанском движении, в партизанской войне против немецких фашистов, добился присвоения звания Героя Советского Союза Осману Муссаевичу Касаеву».

И как бы Сталин объяснил всему миру свое обвинение в предательстве народу, имеющему таких сыновей? Но Касаев был воином и об этих закулисных играх ничего не знал. Шла война и страдало мирное население.

Связной 121-го партизанского отряда, полковник в отставке, Михаил Миронович Шинкарев так вспоминает первые годы войны:

«С первых дней войны я проживал на территории Белоруссии. И с первых же дней войны, в возрасте четырнадцати лет, принял активное участие в партизанском движении Белоруссии. 

Как началась война, через три месяца, наша территория была оккупирована, где я проживал. Предварительно, как отступали наши войска, создавались в тылу нашем партизанские отряды. Кто были командиры партизанских отрядов? Председатели колхозов, совхозов, директора школ, секретари партийных организаций. 

Война научила их военному делу. Партизанское движение охватило всю Белоруссию. Почти половина территории Белоруссии была под контролем партизан. Были места, где не ступала нога фашистов.

Вначале я был связным 126-го партизанского отряда. Что входило в мои обязанности как связного? Ночью приходил ко мне связной штаба, приносил пакет. Я относил этот пакет в условленное место. Условленное место – это деревня Заболотье. Там стоял большой дуб, где было большое дупло. В это дупло я вкладывал пакет и уходил. Кто брал это извещение, я не знал. Но я знал точно, что пакет оставлял для 121-го партизанского отряда Османа Касаева. 

Османа Касаева я не видел. Он наносил большой ущерб фашистам. Немцы сняли с фронта авиацию и направили для уничтожения отряда Османа Касаева. Получилось так, что отряд Османа был на марше и Осман Касаев в это время погиб. Это была большая утрата для партизан Белоруссии».

В 1943 году 121-й партизанский отряд Османа Касаева был преобразован в партизанский полк и насчитывал около восьмисот сорока бойцов. Мы обозначим лишь некоторые эпизоды его боевой деятельности.

14 июля 1942 года 400 карателей и конная группа разведки в составе 25 человек недалеко от села Техтин были разгромлены партизанами. В результате была уничтожена вся группа разведки и 87 немцев. Отряд взял большие трофеи.

Далее Осман поставил задачу наглухо перекрыть стратегическую железнодорожную магистраль Осиповичи-Могилёв, по которой немецкие войска на Московском направлении получали подкрепления. Для этого надо было взорвать мост через реку Друть, который усиленно охранялся большим армейским подразделением. После тщательной подготовки партизаны напали на охрану моста и завязался ожесточенный бой. В это время разведчики взорвали мост. Немцы были разбиты. С тех пор через территорию Османа ни один немецкий эшелон на фронт не попал. 

За год отрядом

было разгромлено 27 вражеских гарнизонов, 

уничтожено свыше 4 000 немцев и полицаев, 

6 самолетов, 

3 танка, 

более сотни автомашин, 

380 вагонов с живой силой и техникой, 

66 мостов, 

13 складов горючего, 

20 километров железнодорожного полотна.

В Могилевской области и свои, и чужие – все знали Османа, которому тогда исполнилось всего 26 лет.

Новый 1943-й год партизаны встретили разгромом гарнизона в Княжицах, где взяли большие трофеи. Однажды разведка донесла, что в Белыническом районе готовится большой караван машин. Немцы собирались отнять у местных жителей продукты и пополнить свой запас продовольствия.

Осман выстраивает свой полк у реки Друть и не дает противнику переправиться на другой берег. 11 дней вражеские самолеты бомбят позиции партизан, но те так и не отступают. Несолоно хлебавши, враг отходит, а местные жители все больше и больше любят Османа, который для них олицетворяет порядок и власть. 

Касаев становится не просто грозным боевым командиром. Мирное население обращается к нему по всем вопросам: от весенней посевной до угона людей в Германию, чего Осман никак не может допустить.

Вспоминает Михаил Миронович Шинкарев, полковник в отставке:

«В 1942 году я ушел уже в действующий отряд и с оружием в руках воевал в 126-ом партизанском отряде. Наш отряд принимал участие в совместной борьбе по освобождению наших мальчиков и девочек, предназначенных для отправки в Германию.

Разведчики-связные сообщили, что на станции Кличев стоит эшелон из десяти вагонов и в этих вагонах находится молодежь для отправки в Германию. Партизанский штаб организовал освобождение. В освобождении принимал участие наш отряд, отряд Османа Касаева и еще два отряда».

На землях подконтрольных полку Османа отмечаются советские праздники. В селах проводятся парады и митинги. Население, которое с первых дней войны ощущает на себе все тяготы оккупации, продолжает верить в победу. Партизаны выпускают свою боевую газету и журнал. Белорусы слагают песни о легендарном карачаевце.

Но война продолжается. Разведка доносит о скоплении вражеских войск около тысячи человек в районе Голынцов. Касаев планирует напасть и уничтожить противника. Перед самым нападением выясняется, что ночью в сёла был введен батальон СС. Но Осман непреклонен – надо атаковать. В результате с большими потерями враг поспешно отступает к Могилеву.

Вскоре дело доходит до того, что полковник Видман, который руководит Могилевским управлением по дорогам, издает директиву, предписывающую при появлении партизан из полка Османа, бросать лошадей, подводы, машины и спасать свои жизни.

За голову Касаева наместник Белоруссии назначает огромные премиальные. Не считаться с Османом не может никто.

Вспоминает кинорежиссер-документалист Шукур Шабатович Тебуев:

«В 1969 году я учился в Тбилисси. Узнав, что адъютант Османа Касаева Давид Тавадзе ещё жив, решил навестить его. Давид был тяжело болен и ожидал машину, которая должна была отвезти его в больницу. Я представился. Услышав, что я земляк Османа, Тавадзе начал плакать и сказал, что, если будет такая возможность, мы ещё встретимся и поговорим. Адъютант легендарного партизана-карачаевца добавил:

– В 1943 году, отправляя меня из Белоруссии в Карачай, Осман сказал, что его сердце неспокойно и что с его родным аулом Хурзук что-то неладно, там нет людей. Через месяц я добрался до Хурзука, но весь карачаевский народ был уже отправлен в ссылку.

Тогда я спросил Давида что он сказал своему боевому командиру. Тавадзе ответил, вытирая слёзы:

– Осман был соколом. Но к моему возвращению он уже погиб».

В конце концов, немецкое военное командование осознает: полк Османа Касаева – мощная боевая единица. Отдельные карательные экспедиции исход дела не решат. Нужна хорошо спланированная общевойсковая операция с привлечением элитных подразделений всех родов войск. В феврале 1944 года начинается 5-я карательная операция против Османа. В ней участвуют армейские части, сопровождаемые артиллерией, минометами, танками и авиацией, которые для этой цели снимаются с фронта.

На открытой местности партизаны попадают под бомбежку. Сам Осман, взяв в руки пулемет, пытается подбить вражеский самолет. Второй самолет сбрасывает на него несколько бомб. Осман смертельно ранен. Его пытаются перевязать, но все понимают – это конец. Это понимает даже собака Касаева, которая лижет медсестре руки и жалобно воет.

Перед смертью Осман приказал, чтобы его приподняли. Осмотрев поле битвы, он объяснил, как надо отступить и сохранить людей. Легендарный партизан Белоруссии, славный сын Карачая, Осман Касаев скончался от 8 ран, полученных в ходе этого боя, 18 февраля 1944 года. Бойцы тайно похоронили своего командира в лесу, а после войны его останки были перезахоронены в Могилеве.

121-й партизанский полк приказом командования Могилевской военно-оперативной группировки получает имя Османа Касаева. Каждый день боевые товарищи Героя мстят за него. Каждый день командование получает сводки об уничтоженной живой силе и технике врага из всех сел, подконтрольных 121-му партизанскому полку имени Османа Касаева.

Вскоре наши войска под командованием маршала Рокоссовского начали свое наступление на Белорусском фронте и вся Могилевская область была освобождена от немцев. 

В 1965 году, через 8 лет после реабилитации карачаевского народа и его возвращения на Кавказ, общественность Белоруссии под руководством Петра Мироновича Машерова добилась посмертного присвоения звания Героя Советского Союза славному сыну Карачая.

Вспоминает директор Управления федеральной почтовой связи КЧР Нюрлю Гербеков.

«В 1980 году я поехал поступать в Таллинский университет. Приехал в город Харьков и купил билет до Таллина. У меня билет был купейный, нижняя полка. В вагоне оказались старик со старухой. У старушки место было верхнее. Я уступил ей свое место и сам полез наверх. Им было тяжело двигаться, и я начал их обслуживать, крутиться вокруг них. Как-то разговор завязался.  

Старик спрашивает: 

– А ты кто будешь? Кто ты по нации? 

Я говорю:

 – Я, карачаевец, из Карачаево-Черкесии, еду поступать в Таллин.

Он тут, можно сказать, расплакался.  

– Да, у меня командир был карачаевец Асман Касаев. Его Асманом звали. Я у него комбатом был. И начал про Османа Касаева рассказывать.      

– Да, вообще, все карачаевцы друг другу родственники. Может быть где-то и родственник.

Тут он взял меня за плечи и говорит:

– Никуда не отпущу! Будешь поступать у нас. Такой же институт есть и у нас.

В городе Жлобине, несмотря на то, что от Жлобина до Таллина ёще сутки надо ехать, меня они вытаскивают из вагона и с ними приехал к ним домой. Это недалеко от Могилева город Горки. Там была сельскохозяйственная академия с военным факультетом. Я хотел стать военным механиком.

Он пошел и выбил для меня место. Мне было стыдно такого человека подводить, сдал по эксперименту на «4» и «5» и поступил в академию. Три месяца я жил у них. Он постоянно рассказывал об Османе Касаеве. 

– Осман был небольшого роста,но страшно физически сильным. Мы, белорусы, здоровые, высокие. Возьмет двух белорусов за плечи и делает крест. Двух сильных мужиков превращал в турник или кольца.

Что мне запомнилось, разведка у него хорошо работала. Все девушки были в него влюблены. Везде во всех немецких штабах у него агенты были свои. Беспредельно был смелым человеком. По сей день около меня он. Не могу забыть.

У них касаевские дни были. И я рассказывал пионерам, что это наш земляк. Вот так я познакомился с нашим Османом».

Не всегда количество полученных наград говорит о славе Героя. Пример Османа, которого до сих пор любят и помнят в Белоруссии, яркое тому подтверждение.