Найти тему
Светлана Багдерина

ЧД: А.Черкасов. "Хмель. Сказания о людях тайги"

"Угрюм-река", "На горах", "В лесах", "Каменный пояс"... Если вам нравились эти книги, то "Хмель..." - тоже для вас. Если не понимаете, о чем я, то лакуна в прочитанном повод не для стыда, а для ликвидации, и вот этой самой ликвидацией мы сейчас и займёмся )

"Хмель..." - роман-эпопея в трех частях. Связаны они - относительно - одной героиней, Ефимией. В первой части мы видим ее молодой, но несгибаемой поселенкой из нелегальной деревни староверов. Во второй она - бабка из домика на отшибе, такая же несгибаемая, легенда при жизни, смерти которой некоторые дождаться никак не могут. Но давайте слегка по порядку и по возможности без больших спойлеров, ибо книгу прочесть таки стоит, хотя бы затем, чтобы прикоснуться к духу 19-20 веков и узнать, откуда гой еси пошли староверы.

Итак, картина почти первая. По бескрайним степям тащится беглый кандальник - участник декабристского восстания, молодой мичман Лопарёв. Умирающего от голода и жажды, его находят староверы и притаскивают к себе в деревню, поселение, о котором власти не знали, ибо мало нашлось бы там мужиков, за которыми не тянулся бы след мелкой или крупной уголовщины с мест их прошлого обитания. Человек образованный, столичный, он поражен местными порядками : суд над поселянами вершит старец Филарет со апостолы, обладающий властью казнить и миловать - в буквальном смысле слова. Любовь мичмана с Ефимией до добра не доводит никого: ни его, ни ее, ни вернувшегося из разведки новых мест для поселения ее мужа, ни их сына, ни самого Филарета и его односельчан. Точно камень, брошенный в тихий омут, вызвал Лопарёв не только круги по стоялой гнилой воде, но и массовый исход чертей: благолепие и набожность оказываются тонким слоем дешёвой краски, легко слетающем при первом столкновении с внешним миром - сперва таким беспомощным и идеалистичным, как мичман, потом - с царскими властями.

Куда можно сослать беглых староверов из Сибири? Конечно, еще дальше в Сибирь. И пошли те, кто не успел сбежать от солдат, кто ан каторгу, кто на вечное поселение, по иронии судьбы в места, мужем Ефимии разведанные и признанные годными для поселения общины.

Вторая часть - двадцать лет спустя. Умерли деды, постарели отцы, возмужали сыновья, обзаведшиеся сыновьями своими... А изменилось в мозгах их мало что. В центре этой части - судьба одной из ветвей рода Ефимии, и как в сказке: было у отца два сына. Один - умный бунтарь, другой - трудолюбивый дурень. И разошлись их пути в юности, как двух континентов, а после сошлись, давя всех, меж ними оказавшихся. Первая мировая и революция немало тому поспособствовали, но и то, и другое автор снова показывает сквозь призму человеческих судеб, перебегая от экзальтированной пост-гимназистки Дарьюшки, сбежавшей от немилого казачьего атамана, за которого отец-миллионщик хотел выдать замуж, к братьям Боровиковым и родителям их, а оттуда - по красно-белой Сибири, никак не могущей определиться с цветом и политическими пристрастиями.

Читать? Однозначно - да. Одна из немногих книг, прочитанных в последнее время с удовольствием, хоть и с неоднозначными эмоциями по поводу характеров героев.