"Иллюзия" - это когда кажется то, чего нет.
- "Как же нет? Вы сами все время пишете о непонимании математики в школе, о том, что большинство старшеклассников путается с дробями и простыми текстовыми задачами, не говоря уже про геометрию!"
Пишу и буду писать )
Но сейчас я имею в виду вот что.
Родительская паранойя
Большинство родителей почти параноидальным образом зациклены именно на математике.
Поэтому именно репетиторы по математике на рынке образовательных услуг назначают самые высокие ценники, существенно выше коллег по соседним цехам.
И я повторяю: это иллюзия, что именно математику дети понимают хуже других предметов. Они понимают ее не хуже и не лучше.
Просто математические учебники написаны менее привычным для большинства родителей языком. Языком математических символов. Поэтому (логики тут нет, просто вводное слово )) родители и считают, что предметы, написанные по-русски, их дети понимают, а по-математически - нет.
Большинство детей одинаково плохо понимают и математику, и русский язык и даже обществоведение.
- "Даже обществоведение?!"
Именно так.
Непонимание математики и понимание обществоведения?..
Просто сдавая обществоведение, ребенок может в произвольном порядке перечислить несколько кусков информации и, в худшем случае, получит четверку, А если забудет парочку данных, то тройку. Если же вывалит фактов достаточно много, то будет полный молодец.
Я совсем немного утрирую.
Но суть в том, что если в математике человек забывает заменить два минуса на один плюс, то сразу получает "пару". Даже если все остальное сложил и умножил верно. И заслуженно получает "пару": ведь он не улавливает суть, не понимает логику действий с числами (в данном примере).
А в математике вольнодумство до сих пор было запрещено. По крайней мере школьникам. Методисты же этим начинают грешить.
Функция с дырками
Например, они умножают алгебраическое выражение линейной функции на дробный множитель с переменной в числителе и в знаменателе. И утверждают, что поскольку на ноль делить запрещено (справедливо), то в точке Х=N та же самая линейная функция начинает иметь "выколотую точку".
Что абсурдно.
Видимо они и сами где-то в заднем уме об этом подозревают, правда не знают, где именно. Поэтому не могут привести ни одного физического процесса, который описывался бы подобной функцией.
(Пример я не выдумал, а взял из курса математики для 7 класса).
Математика и литература
В обществоведении же подобные фокусы прокатывают. И называются "творческий подход". А в литературе это даже требуется. И называется "выразить собственное мнение". Поэтому многие сочинения школьников сводятся к 3-4 предложениям. Например, таким:
- "Я считаю, что Татьяна зря написала письмо Онегину. Я бы ему письмо не стала писать. Это мое мнение".
И попробуйте поставить за такое двойку: по прокурорам затаскают.
(Это почти шутка. Мой знакомый, бывший директор школы, на шуточный совет - "а ты дави им на психику" - ответил именно так: "По прокурорам затаскают")
А в математике, даже школьной, так нельзя.
- Перепутал минус с плюсом - пара.
- Перепутал знак факториала с восклицательным - пара.
И никакое личное мнение не спасет, и даже никакой прокурор.
"Но математика - важнее!"
Я так не думаю (хотя больше пишу именно про это ))
Какая доля процента выпускников будет в дальнейшем иметь дело с математикой? Даже из тех, кто станут успешными людьми? Трудно посчитать, но явно менее одной десятой.
А вот с необходимостью думать и выражать свои мысли, понимать мысли, выраженные другими (то есть понимать прочитанное или высказанное) столкнуться все. Все, кто станут успешными людьми.
И одно (математика) не противоречит другому (обществоведению, литературе). А подразумевает. Просто за школьной мишурой большинству это трудно увидеть.
Вывод?
Обратите внимание на понимание
В любом предмете.
Это иной подход к обучению, отличный от нынешнего школьного.
- Тот, кто научился понимать тексты (а не просто "читать"), поймет и простую школьную математику.
- Тот, кто научился понимать основы математики, поймет и то, что нельзя просто сказать: "это мое мнение" или "я так вижу". Потому, что это не является доказательством. Потому, что нет данных и нет связывающей их логики. Нет развития, и не выявлено и потому не снято ни одного противоречия.
И всему этому можно научиться, вообще-то, изучая любой предмет.
Но именно изучая. И - вряд ли в школе, а, скорее, дома.