Ко мне на занятия и диагностику приходят разные дети. Одни очень спокойные, а другие реагируют бурно и эмоционально, одни самоуверенные, а другие нерешительные, утомляемые и выносливые. Это их #темперамент – стойкая биологическая особенность нервной системы. Это врожденная особенность ребенка. Но и она может меняться в процессе индивидуального развития.
А знаете, чьё учение о темпераментах породило их названия: #холерик #сангвиник флегматик и меланхолик? Гиппократ. Давно это было. Древние мыслители считали, что в организме разных типов людей, процент содержания разных жидкостей различный. Так у холерика больше желчи (холе), у сангвиника – крови (сангвис), у флегматика слизи (флегма), а меланхолика – черной слизи (мелан холе). Конечно, это не так.
Разный темперамент обусловлен разницей в силе процессов возбуждения и торможения, их уравновешенностью и подвижностью.
Сочетание этих процессов и дает разные темпераменты. Сангвиник обладает сильным, подвижным и уравновешенным типом нервной деятельности. Холерику свойственен сильный, подвижный и неуравновешенный тип. Нервная деятельность флегматика сильная, но инертная. #Меланхолик имеет слабый и тормозимый тип.
Дети-сангвиники имеют живой темперамент, они чаще находятся в приподнятом настроении, имеют высокую работоспособность, громко разговаривают, обладают выразительной мимикой, много жестикулируют. Такие дети эмоционально возбудимы.
Детям-флегматикам свойственны повышенные тормозные процессы и как следствие спокойное поведение. Они сдержанны, их речь сухая, с паузами. Особо эмоции не проявляют, мимика бедная.
Дети-холерики очень подвижны. Так как подкорковая деятельность доминирует над функционированием коры, особенно в эмоционально значимых ситуациях.Дети данного типа хорошо учатся, но эмоции и поведение мешают приспособиться к школьной дисциплине. Их не просто воспитывать.
Дети-меланхолики не переносят сильных, продолжительных нагрузок. Как физических, так и умственных. Они быстро истощаются. Речь у них тихая и бедная. Неврозы – это их тема.
Важно учитывать это в педагогической деятельности.