С приходом португальцев на индонезийский архипелаг в 16 веке, а позже появлением голландцев в 17 веке, индонезийская культура впитала и адаптировала некоторые европейские стили. Мебель и одежда с европейскими мотивами стала популярной среди знати и элиты. А когда позже местные массово начали копировать стиль, индонезийское искусство, выполненное в европейском стиле, популяризировалось на отдельных территориях Индонезии.
Самыми распространенными предметами, где очевидно прослеживается влияние европейцев, это мебельные изделия, архитектура и текстиль. Свидетельства можно вычитать не только в документах, но считать с памятников архитектуры.
Архитектура
Один из очевидных примеров для рассмотрения европейского влияния на территории Индонезии – это архитектурные сооружения и постройки.
Голландцы всячески старались синхронизировать европейскую культуру с индонезийской, смело адаптировали местный лексикон или вводили новые понятия. Например, когда после того, как была уничтожена Мечеть Байтуррахман Рая в период Ачехской войны (1873), голландцы восстановили мечеть в дальневосточном стиле.
На традиционных зданиях – черепичная крыша, окна в крышах домов и оконные металлические решетки.
Текстиль
Пока простой индонезийский народ носил саронг в качестве повседневной одежды, правители и принцы в Кратоне уже заимствовали у европейцев жакет или пиджак, который они носили со штанами из батика или штанами европейского стиля и шелковыми чулками. Пиджаки шили из вельветовой ткани с золотой тесьмой. Такой наряд можно увидеть и сегодня на лакеях, которые сопровождают знать на церемониях в Джокъякарте или Соло.
Европейская культура интегрировалась и с индонезийским батиком, позаимствовав определенный орнамент. Например, мотивы льва на тканях Сумбы, которые выполнялись по мотивам изображений на гербе Нидерландов, отпечатанных на монетах. Другие батиковые мотивы также стали популярны среди индонезийцев, например, виноград, хризантемы, подковы, купидон, а также такие сказочные герои, как Золушка, Красная шапочка или Белоснежка.
Заимствование европейских мотивов на батике распространились на территориях за пределами Джогджи и Соло, например, в Тасикмалая – островной город на Западной Яве, известный на разного рода изделия; а также Пекалонган и Ласам на Центральной Яве. Батики этих мест отличаются своей яркостью и пестростью с мелкими мотивами на них.
Один из ярчайших примеров – ткань пранкемон (kain prankemon), которая узнаваемая по своей бирюзовой окраске, выполненной принцессой Жозефиной Каролиной Бельгийской (1817-1867), которая проводила мастер-классы по батику в городе Семаранг в период с 1840 по 1867 гг.
Мебельные изделия
До того, как европейцы прибыли на архипелаг, индонезийцы в основном привыкли сидеть на матрасах на полу или на деревянных скамьях. Хотя некоторые источники указывают на то, что мебель в Индонезии существовала, но только как привилегия для богатых. Например, в документе 12-го века «Кембанг Сри» (Kembang Sri) говорится, что «избранные люди имеет право пользоваться резными креслами, покрытыми высококачественным с орнаментом текстилем в зале (bale/balai) домов состоятельных людей». Так или иначе, голландцы скептически относились к качеству той мебели, что создавали местные индонезийцы.
Впервые мебель в европейском стиле появилась в королевских дворах в Индонезии. Первоначально султаны в Индонезии считали неподобающим, чтобы европейцы сидели на уровне выше их самих, поэтому султаны начали использовать стулья и надевать шляпы, в частности там, где они появлялись с европейскими представителями. Это можно проследить в деревянных маленьких фигурках, которые олицетворяли предков. Под европейским влиянием фигурки изображались в виде сидящего человека в шляпе на стуле.
Затем мебель начала привозиться из Европы состоятельными людьми как символ статуса. Затем орнаменты начали копироваться местными мастерами. Так, в домах состоятельных индонезийцев начали появляться европейские мотивы.
Изображения и мотивы из Библии заметны и в театре ваянг – ваянг вахъю (wayang wahyu). Например, Адам и Ева могли изображаться в лилиях, как символ чистоты, на декоративных заставках в театре теней. Рассматривайте фото выше.
Литература:
1. Furniture from the Netherlands East Indies 1600-1900 (Мебель из Голландской Ост-Индии 1600-1900, на английском)
2. Бентенг-Фредербург (Vrederburg)
3. Wayang wahyu