Недавно в магазине «Билла» рядом с домом покупал себе воду для прогулки и увидел вот какую новинку: воду в пластиковой бутылке по цене 129 рублей за 0,6 л.
Я, конечно, всякой воды в своей жизни повидал и попробовал, в том числе и недешёвой. Но тут бутылка стояла на полке с обычной массовой водой, где ей как будто бы не место.
Взял в руки, почитал этикетку: оказалось, что вода сделана «Кока-Колой». Но она какая-то будто бы невероятно особенная, не такая, как их же Bonaqua. При производстве сначала имитируют естественный круговорот воды в природе, превращая воду в пар, потом конденсируют и снабжают, цитирую, «умными электролитами», то есть комплексами минеральных веществ.
Полез в интернет узнавать подробности, что это за чудеса. Выяснил, что новинка она только в «Билле», а на нашем рынке появилась в 2018 года при массированной рекламной (в том числе нативно-рекламной) кампании, которая как-то прошла мимо меня.
Что это за вода? Обычная промышленная, которая отличается разве что способом очистки (кроме фильтрации — ещё и испарение), но смысл такой же. Сначала довести до практически дистиллированного состояния, затем кондиционировать, то есть добавить разные соли — в данном случае соли магния, калия и кальция.
Вообще не бог весть что. Вода и вода. За что такая цена? Естественно, за сказки о невероятных отличиях от других и волшебной пользе: «вдохновлено облаками», «чистота, которую можно попробовать на вкус», и так далее, и тому подобное.
А вот что ещё пишут на сайте воды.
Как видно из картинки, основными потребителями этой умной воды представляются «Кока-Коле» исключительно глупые и необразованные люди, которые считают, что раз в этой воде всего этого ноль, то во всех остальных уж точно есть и жиры, и белки, и углеводы, и калории.
Что касается натрия, то вот что сказано о нём на этикетке.
Оставим в стороне то, при чём тут натрий. (Это имеет значение для людей, которым за содержанием натрия в пище и напитках надо следить; например, гипертоникам). Дело в донесении достоверной информации: меньше 20 мг/л не равно нулю — это даже дети знают. Может быть и нулевым — но может и не быть. В бутилированной байкальской воде, к пример, содержание натрия 4,02±0,60 мг/л, и то на её этикетках не пишут про нулевое содержание.
И ещё неслучайно Smartwater — первой категории, то есть просто питьевого качества. А не вода высшей категории, которая должна быть оптимального качества и «соответствовать также критерию физиологической полноценности по содержанию основных биологически необходимых макро- и микроэлементов и более жестким нормативам по ряду органолептических и санитарно -токсикологических показателей».
Проще говоря, то, что в Smartwater вычищено почти всё без остатка, а потом добавлено только три минерала, придаёт ей строго определённый вкус, но делает её физиологически неполноценной. Не очень полезно пить много такой воды, особенно если только её и пить: человеку нужны не только калий, магний и кальций.
В 2018 году немецко-нидерландская организация Foodwatch, которая занимается защитой прав потребителей, наградила Smartwater премией Goldener Windbeutel (переводится примерно как «Золотой пустобрёх»): за самую наглую ложь в рекламе еды. Потому что это обычная вода, которая рекламируется описанием «звучащего по-научному, но абсолютно ненужного производственного процесса».
Знаете, что ответила «Кока-Кола»? Правила маркировки пищевых продуктов соблюдены, а людям вкус нравится. То есть увела разговор в сторону и по существу промолчала.
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Пока же можно почитать про то, где в Москве можно выпить из головы Путина, или про то, какой превосходный квас делают в Нижнем Новгороде. Подписывайтесь!
По традиции выпуск завершает хорошая музыка из Африки. Я недавно ставил свою любимую группу Soul Brothers из ЮАР — и сегодня хочу поставить снова. Мбаканга, друзья! Бодрит куда эффективнее воды «Гласо Смартвотер» питьевой негазированной первой категории, очищенной, кондиционированной.