.
Карл Маркс - при всей своей пророческой, библейской, но и столь же, секуляризованной мощи, (и генетической , и чисто философско-культурной), не столько даже был прогрессивистом, сколько исходил из чисто гегелевской, негативной диалектики , искренне полагая, что чисто диалектически, добро может возникнуть из зла, социализм может возникнуть из капитализма , утверждение из отрицания, а любовь, исходя из законов диалектики способна возникнуть из ненависти . Этот характер диалектики Маркса хорошо описывает Николай Бердяев , упрекая Маркса за то, что даже, что бы наступил социализм - Марксу было нужно, что бы пришел так ненавидимый им же капитализм , что правда исторически и опровергла Россия, в которой капитализм просто, даже, не успел наступить, как произошла революция, вопреки всем предвещаниям Марса. Как хорошо подметил Бердяев, революция в России произошла не столько по Марксу, сколько во имя Маркса.
.
МОЖЕТ ЛИ ЛЮБОВЬ ВОЗНИКНУТЬ ИЗ НЕНАВИСТИ
.
Если диалектику разделить на восходящую и нисходящую, может ли, ненависть превратиться в любовь - сложный вопрос, и психологически, и философски. Безусловно, случаи , превращения ненависти в любовь, имеют в нашей жизни место, однако, связаны они не столько со сменой симпатии и антипатии, сколько, с духовным преображением человека в целом, с раскрытием его духовного зрения, если конечно говорить о подлинном преображении, а не самообольщении. Процесс такого преображения человека, процесс - не диалектический, ибо в нем есть восхождение без ступеней, некий чудесный скачок . Такие случаи редки. В большинстве же случаев, чаще любовь, способна превратиться в ненависть, чем ненависть в любовь , правда, если любовь не растет, а падает, от импульса Бога - в наше нижне-человеческое, смешиваясь с нашими аффектами, обидами, или разочарованиями. Чисто же диалектически, если любовь постоянно растет - любовь способна стать со временем, любовью к Богу, или, подлинной святостью. Такая же восходящая диалектика была и у Платона.
ПРИ ЭПОХЕ СССР БЫЛИ ПРИЯТНЕЕ УЛИЦЫ, ЧЕМ ДВОРЫ
.
При СССР мне была совершенно чужда и атеистическая идеология, и культ лозунгов, да и дефицит классики, говоря о состоянии книжных магазинов, да и много что мне было совершенно чуждо. Но мне нравилась совершенно иные нравы советских людей , их искренность, чисто христианская отзывчивость, и открытость . Мне близка была подлинная народность - человеческого коллективизма и людского общежития, при этом народность, не в ущерб начала человеческой личности, раскрываемой положительно, не во имя самоутверждения, а во имя утверждения добра, что культивировалось даже в старых советских фильмах, как во имя, хотя бы, апофатического утверждения Бога. В эпоху СССР было приятнее выходить на проспекты, и улицы, (и праздничные, и будничные), однако, менее приятно было ходить по дворам. Сейчас, наоборот, комфортнее и приятнее ходить по тенистым дворам, чем по проспектам и улицам - особенно, в людное время.