Скажу сразу-я не критик. Я описываю (может и с ошибками) свои ощущения. Я не буду хвалить или ругать, а тем более учить, как надо, снимать
В одна тысяча семьсот сорок третьем году из Мезени на Грумант отправляется поморская артель зверобоев. Дойдя по морю Студёному артель охотится на зверя морского, и окончив промысел, по старому обычаю, решает осмотреть места для охоты на будущие годы.
Опытный артельщик -Алексей Химков (Николай Крючков) взяв двух товарищей да своего сына Ваню - "зуйка" (поморский аналог юнги) отправляется на отдалённый остров. Корабль же их "Ростислав", снаряжённый Мезенским купцом, остаётся ждать их с острова.
Ночью, на "Ростислав" нападает подосланный купцом Вернизобером пиратский корабль, под рукаводством скрывающегося в северных водах пирата Ван -Глека (Георгий Черноволенко).
Варнзобер (Александр Пелевин) намерен прекратить промысел поморов, ибо вымутив концессию на вырубку строевого леса, остро нуждается в лесорубах.
Он же подкупает и местного купца Еремея Лукича Окладникова (Марк Бернес), не снаряжать поисковую экспедицию, а занятся вырубкой и отправкой леса.
Но, Окладникову особо то и стараться не требуется - подходы к Груманту закрыты льдами - не подойти.
Но как пел В.Высоцкий "Это наши горы", Грумант - русская земля. И хотя Шпицберген открыт Баренцем, русские люди знают архипелаг уже более пятиста лет. И не раз, отправившись на промысел, и новгородцы и поморы зимовали по несколько лет, отрезанные льлами (что, кстати, и не вызвало удивление у мезенцев, когда "Ростислав" не вернулся). Правда многие не доживали до конца зимовки..
...оставшись на островах Груманта на всегда. Но есть на островах и зимовья и амбары. В одном из зимовий, выжившие, промысловики и устраивают зимовье.
Это не Робинзоны Крузы и не островитяне Верна. Это обычные русские мужики, для которых зимовье на острове -обычная работа
Алексей, с товарищами и сыном, охотятся, собирают птичьи яйца, запасают на долгую зиму запасы, выделывают шкуры, шьют одежду. Обычный труд для промысловика.
Защищая дом от ошкуя (белого медведя), оказавшегося медведецей, приручают медвежонка.
А самое главное что делают артельщики - ежедневно, в любую погоду, заставляю себя - работать. И есть невкусную, вечно зелёную, ужасно кислую, траву - иначе цинга и смерть.
Пытливый зуёк, сорвавшись в воду с обрыва, обнаруживает лодью. И появляется шанс - построив за зиму баркас - уйти к местам где пролегают пути кораблей. Но...Фёдор (Михаил Кузнецов), капризничая, не пьёт кровь и не ест кисую траву -заболевает.
Обессилив от цинги, теряет сознание, и упав - роняет светильник. Пожар, уничтожает запас дров. Чтобы не погибнуть - сжигают недостроенный баркас.
Но, болезнь оказывается сильнее, и на берегу появляется новый крест, над холмиком из камней.
Но что же за фильм, если нет любовного треугольника?!
Вдовец Окладников, влюбляется в невесту артельщика Степана Шарапова (Геннадий Юдин).
Засылает свах, нанимает колдуний, прибегает ко всяким уговорам и колдовству. И та соглашается - но с уговором: если до Покрова не найдут Степана, то пойдёт за него красавица Варвара (Эльза Леждей).
Корабль отправленный купцом ведёт опытный артельщик, крёстный Варвары
Пробившись сквозь льды, на Грумант, поморы находят Алексея с Фёдором и Ванюшкой.
Но, высланный снова пиратский корабль пытается потопить лодью, тем более что, крёстный Варвары -Амос Корнилов (Александр Антонов) пишет письмо Ломоносову, дабы тот помог прекратить вырубку корабельного леса.
Но, Степан, заводит пиратов на скалы...
....хеппи энд! Из под венца, от церкви, вырвана из лап постылого Варвара
А у Окладникова, не всё так гладко -сбежавшая невеста-пол беды, ведь по настоянию Ломоносова начинается расследование вырубки леса.
Главная мысль фильма, на мой взгляд: ГрумантНаш, рабочий человек - важнее купцов да бояр, простой человек - может стать великим деятелем, как архангельский мужик -Михайло Ломоносов.
Режиссёр фильма - Юрий Егоров.
Оператор -Игорь Шатров
Киностудия им. М.Горького.
1954