Поднятую целину, несправедливо относят к «присяжной литературе», призванной оправдать преступления власти.
Отчасти, в некоторых моментах романа прослеживаются попытки обелить черного кобеля и очернить белого.
Но даже если двухтомник задумывался в качестве колхозной апологетики, волей-неволей результат получился обратным.
Автор показал дикую, бесчеловечную картину разнузданного грабежа в беспросветном обществе, полностью утратившим волю к сопротивлению, а значит и надежду.
Ту собаку, что бежит за мной зовут..
Роман начинается с того, что ночью в «казачий» хутор Гремячий Лог прибывает последний шанс.
Шанс представлен есаулом Половцевым, непримиримым врагом большевистской власти и навязанной ею действительности.
События датированы 1930-м. Год великого перелома уже миновал и на горизонте уже маячат годы великого голода.
Собственно (хотя в романе это и не отображено) повествование идет о людях обреченных. Сталинский голодомор переживут немногие из них. Часто и они будут завидовать мертвым.
Половцев прибывает не просто так, а с намерением. Есаул собирается поднять казаков на восстание против Советов, воспользовавшись раскулачиванием, продразверсткой и другими художествами.
К тому моменту, у населения в общем уже изъяли "излишки". Дальше государственные щупальца тянутся уже к семенному зерну.
У казаков (большинство жителей Гремячего Лога таковы лишь по названию) пойди они за Половцевым, появляется шанс отстоять жизнь, по крайней мере жизнь своих детей.
Независимо от итогов, восстание срывает государственные планы коллективизации с отъемом скотины и вывозом зерна. Как минимум, большевики будут вынуждены сдвинуть сроки. Это даст еще 3-5 лет жизни.
Аполлион
Одновременно с Половцевым в хутор прибывает губитель.
Рабочий путиловского завода Семен Давыдов. Он входит в движение 25-тысячников. Именно такое число пролетариев разъехалось внедрять коллективизацию по сельским весям России.
Далее по сюжету, Давыдов ставит колхозную работу на селе.
В советские годы его радение подавалось под благолепным соусом. Роман в какой-то мере послужил маскировкой «Тихому Дону», позволив автору довершить Magnum opus.
Насмешки (явной или неявной) власть не заметила.
Ситуация, когда городской житель прибывает учить сельскому хозяйству – сельское-же население, абсурдной не казалась.
И спасителя, и губителя встречают ропотом и настороженностью. Но если с есаулом, казаки нарочито дерзки, вспоминая что:
«ныне уже не прежние времена»
и
«забудьте офицерские замашки»,
То с новыми властями все иначе. Недовольство и даже бунты затихают быстро.
Даже взбучка почти не требуется, хватает угрозы с увещеванием. После нее народ готов на все. Отказаться от воскресной Литургии, отдать скот, отдать зерно, пойти задарма трудиться в колхоз.
Ничего нового, Апостолом сказано давно
Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. 2 Кор 11, 19-20
В итоге восстание срывается из-за статьи Сталина "Головокружение от успехов". Кто-то из хуторян купил втридорога газету "Правда", где она была напечатана. Казаки качнувшиеся было к восстанию, ухватились за соломинку, отказавшись идти за есаулом. Но для них это была лишь отсрочка приговора.
Социальная селекция
Шолохов отразил общее оскудение пассионарности, указав на отсутствие активного элемента в казачьем обществе.
Способные сопротивляться и вести за собой, повыбиты гражданской войной. Кто-то убит как муж Марины Поярковой, кто-то в эмиграции, кого-то забрали в ОГПУ.
Успела сказаться социальная селекция, описанная в книге Исход, где
Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа,
и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живёт. Исх. 1, 15-16.
Большевики оставляли в живых женственные, покладистые души. При этом они неумолимо преследовали жестких, принципиальных противников, готовых к противостоянию ( в том числе и вооруженному)с властью.
На тот момент (1930-й) уже расстрелян Харлампий Ермаков, мелеховский прототип из Тихого Дона.
К коллективизации и всему что с нею связано, власти готовились загодя.
Выборка продолжалась все годы советской власти (идет она и сейчас).
В Поднятой целине это отчасти отразилось судьбой Дымка - местного сорвиголовы, Тимошки сына Фрола Рваного. Этих людей, проявивших готовность к действию, ликвидировали.
Других же, в общем оставляли в живых. Кулаков по выражению Нагульного (насилию свойственна вычурность речи)
уволили из жизни
В процессе они почти не сопротивлялись. Что-то похоже на активный протест выдавил Титок.
Бывший красноармеец, после войны он плотно занялся хозяйством, пахал и грыз землю. Этим же заслужил презрение бывших товарищей.
Лишь в его семье на делегацию спустили собаку, а сам он долбанул железным прутом по луженой голове Давыдова
Вдарить ему решится лишь один, да и тот бывший красный
На этом все.
Остальные кулаки безропотно оставили все, отправившись восвояси. Несогласие выразилось завываниями жен и грустными песнями.
Оставшихся и вовсе не спрашивают. Их бьют, заставляют писать самооговоры, запирают на ночь в чулан. Все с одной целью.
Прямой – изъять продовольствие и косвенной – привить беспрекословное подчинение. Достигаются обе.
По итогу, свой последний шанс народ не использовал и за Половцевым не пошел. А ведь есаул мог избавить их от грядущего
В конце-концов человек, который сильно любит кошек, плохого не посоветует. Факт.
Подписывайтесь на канал! Скоро продолжим