Найти тему
Public Transport Travel

ЭП2Д - электропоезд, который уже не актуален

Оглавление

Тема подвижного состава для Московского узла является очень спорной. Сейчас диаметры и обычные направления обслуживает самый настоящий зоопарк из всевозможных поездов, но к концу 2020 года на диаметрах должны остаться только два типа - Иволга и ЭП2Д. И если к первой вопросов нет, то вторая вызывает интерес...

ЭП2Д в естественной среде обитания
ЭП2Д в естественной среде обитания

Наследие Союза

ЭП2Д выглядит весьма современно в глаза рядового пассажира, но в ней всё равно чувствуется что-то от тех самых электричек с деревянными лавками и... Не зря. Нужно понимать, что вся концепция разработки электропоездов в СССР и России не менялась по сути никогда, и все электропоезда, за исключением Иволги, так или иначе имеют корни уходящие к ЭР1 ещё в конец 50-х годов. Мы всегда имеем двухтамбурную компоновку вагона и пассажирский салон со схемой сидений 3+3, в некоторых случаях меняющуюся на 3+2 или 2+2. Но главное, что начиная с ЭР1 мы получаем новую обёртку, а не начинку. Герой сегодняшнего дня имеет корни от проекта ЭР24, который к слову появился из-за того, что модификации ЭР2 стали потреблять больше электроэнергии, чем эталонная ЭРка. Хорошо модифицировали. Проект ЭР24 вырос в ЭД2Т, а позже и во всем знакомую ЭД4, которая обзавелась сначала кондиционерами, потом псевдосквозным проходом и в конце-концов обновлённой кабиной. Результатом глубокой модернизации последних ЭД4М и стала ЭП2Д, но откуда корни мы прекрасно понимаем.

Можно менять форму кабины, но корни видны всегда...
Можно менять форму кабины, но корни видны всегда...

Чем не угодили тамбуры?

Сама по себе тамбурная компоновка неудобна по ряду причин. Во-первых, она заставляет пассажиров концентрироваться по концам вагонов, тогда как середина остаётся менее загруженной. В тамбуре и около него толкучка, а двери в тамбур создают эффект бутылочного горлышка, так как при входе и выходе их надо открывать и закрывать, что посадку-высадку не ускоряет. Для пригорода, где сменяемость пассажиров высокая, это явный минус. Второй фактор - салон. У ЭП2Д часть салона у тамбуров выполнена в схеме 2+2 и далее 3+3 по классике, где люди сидят друг на против друга, что не очень комфортно, часто сиденья по середине заняты вещами. К тому же комфорт поездки напрямую зависит от комплекции всех 6 (4) соседей, а не только сидящих в ряду. Сейчас промежуточные вагоны ЭП2Д дают возможность сесть 116 пассажирам, когда, например, Ласточка (в пригородном варианте) имеет всего 80 посадочных. Только у Ласточки сиденья расположены друг за другом и нет тамбуров, так что вопрос, что удобнее на дальнем пригороде, куда и метит ЭП2Д открытый. Одно понятно точно - на коротких дистанциях диаметров ЭП2Д справляется хуже своих бестамбурных коллег.

Попытка сделать накопитель для людей, а получился для вещей...
Попытка сделать накопитель для людей, а получился для вещей...

Энергоэффективность и тяговые двигатели

Ещё одним весьма спорным моментом является использование коллекторного тягового двигателя. Не буду уходить в подробности, но большинство современных электропоездов используют асинхронные двигатели (их легко отличить по характерному писку на старте), в том числе Ласточка и Иволга. В общем и целом они дают большую энергоэффективность, хотя и прилично дороже, для пассажира реальная разница в шумности. Сравните шум издаваемый ЭП2Д и Иволгой как внутри, так и снаружи разница вполне ощутима. Единственным фактором является, что асинхронные ТЭД у нас делать не сильно умеют, на той же Иволге стоит австрийская разработка.

Главный конкурент ЭП2Д от ТМХ
Главный конкурент ЭП2Д от ТМХ

Отсебятина

Очень долго присматривался к ЭП2Д, и пишу эту статью спустя огромное количество поездок на ней на короткие и дальние (1+ час) расстояния. Получается не рыба, ни мясо. Для города слишком не удобна из-за тамбуров и маленьких накопителей, для дальнего пригорода слишком плотная и не удобная компоновка (сиденья лицо в лицо). По поводу использования асинхронных двигателей в ЭП2Да знаю, но её обещали ещё аж 2019 году. В итоге при существующей номенклатуре производимых в России электропоездов ЭП2Д выглядит не особо актуальной...

ЭП2Д в Дмитрове
ЭП2Д в Дмитрове