Найти тему
ЯЖЕПОВАР

Достижение советской кулинарной культуры, которое многие сейчас высмеивают, а зря

Очень забавно, бывает, читать публикации, осуждающие «советскую» подачу блюд (особенно на праздничные столы).

Нет, с одной стороны, меня, конечно, радует огромное количество людей, обладающих тонким художественным (и не только) вкусом. С другой — их причитания над тяжелой хрустальной или расписной фарфоровой посудой («ах, богемское стекло и поповский фарфор простыми «совками» бы не ценились из-за своей простоты), над мельхиоровыми столовыми приборами («жалкая замена столовому серебру»), над многослойностью салатов, над стремлением украшать все, вплоть до банальных бутербродов то нарезанными из овощей звездочками, то «решетками» и «волнами» майонеза («ну еще бы, мировых трендов население не знало»), порой выглядят смешными.

Признаюсь честно — я до сих пор, порой, пугаюсь разгулу фантазии многих сограждан: как украсят блюдо, так украсят. Но… Такую реакции, чаще всего, вызывает не страсть к украшательству, а «косые» руки. Имхо — если не умеешь, лучше за декор не браться. Или если нет таланта (вот у меня нет таланта, признаю, себя в пример никогда не ставлю).

Ну да ладно… Не о том речь, а о забавном нюансе, который осуждающие частенько забывают.

Традиции украшательства блюд родом не из «совка», никак нет. Традиция украшать стол и еду — она идет с древности. Это (как и многое другое в кулинарии) имеет ритуальные корни, как утверждают антропологи. Необычное оформление блюд необходимо для того, чтобы отделить «праздничную» трапезу от повседневной и продемонстрировать гостям, что принимающая сторона затратила много усилий, готовясь их угостить. Это одновременно демонстрация и уважения к гостям, и достатка хозяев.

Единственное — долгое время подобная «роскошь» была для подавляющего большинства жителей российской империи недоступна. Вспомним: около 85 процентов жило за пределами городом, при этом доход имело весьма и весьма низкий. Даже в настольной книге каждого защитника «старых добрых времен», Б. Н. Миронова, «Благосостояние населения и революции в имперской России», во втором издании, он был вынужден скорректировать свои расчеты, чтобы так уж не бросалась в глаза ложь о благоденствии, и у 80 процентов населения, находящегося между самыми богатыми и самыми бедными группами (они обозначены как 10 процентов каждая) годовой доход оказался 110 руб. на душу самостоятельного и ниже 70 рублей (т.е. ниже содержания арестанта) на душу всего населения. Пруфы каждый может найти: Миронов Б. Н. Благосостояние населения и революции в имперской России, 2-e издание, стр. 604.

В разрезе бытовых и кулинарных традиций это можно выразить так: для многих наличие хоть какой-то еды уже было радостью, а насчет подачи блюд — не у каждого жителя была собственная тарелка. Традицию есть из общей миски или горшка, черпая по очереди, никто отрицать не будет? Почему-то я не уверен в том, что эта традиция появилась из-за высокого достатка

Но ближе к теме.

Примерно в тридцатые годы началось то, что сейчас историки называют «обуржуазиванием СССР». Уходили в прошлое карточная система и революционный аскетизм, обществу разрешили ПОТРЕБЛЯТЬ. Этому во многом способствовал Анастас Микоян, старавшийся приучить население СССР к новым продуктам, новым напиткам.

Это, кстати, было время продуктовой рекламы.

И через эту рекламу, кроме всего прочего, достигалась цель привить гражданам новую культуру потребления… Заимствованную, кстати, у аристократии и буржуазии, недоступную раньше простому человеку.

Недоступность до революции и доступность после — на этом заострялось особое внимание. Даже когда Микоян налаживал производство шампанского и вин. Реклама объясняла, что еда — не только для сытости, но и для удовольствия. Ненавязчиво, не прямо, через рекламу, советы продавцов покупателям, покупательские совещания и выставки, чуть позже — через иллюстрации книги о «Вкусной и здоровой пище», прививались кулинарные ритуалы, ранее относящиеся к иным социальным классам.

В том числе и украшательство блюд.

И да, это стало достижением. Потому что о красоте своей еды человек начинает заботится только тогда, когда чувствует психологическую в этом потребность, когда он перерастает (интеллектуально) удовлетворение только базовых физических.

Так что не надо высмеивать «совковые обычаи». А критиканам стоит поразмыслить на весьма интересную тему: что лучше, хлебать щи из общего горшка или видеть «ужасные морковные звездочки»