Найти в Дзене
Мифы и игры

Герой обезьян, или первобытный эпос Ancestors: The Humankind Odyssey

Об игре как об "Одиссее" Гомера
Оглавление

До этого мы больше внимания уделяли играм, в которых явно просвечивает традиционная мифология: они либо раскрывали этот мир, либо строили свой собственный на их основе. В этой статье заглянем в игру «Ancestors: The Humankind Odyssey» (разработчик «Panache Digital Games») и посмотрим на её мифологически эпическую сторону.

Предыстория

За 17 часов игры порядком устаёшь делать однообразные опознавания предметов, нюханья еды и врагов, рожания детёнышей и спасания их. Поэтому приходится фокусироваться на открытиях и процессе эволюции, который, кстати, невозможен без вышеперечисленных действий. И это загоняет игрока в угол.

Но если подумать, что никто, кроме вас, не совершит эволюцию, не состругает заострённую палку, не спасёт попавшего в беду ребёнка, не намотает ядовитую мамбу на палку, сразу хочется делать всё. А так как ты не знаешь, что делать (разработчики не пишут: «найди вот это и постучи им об это - получишь вот такое»), приходится тратить уйму времени на изучение мира в самом прямом значении слова.

Что говорит наука?

Перед началом игры на загрузочном экране написано, что за основу взяты результаты последних научных открытий. Сначала хочется верить этому утверждению, но потом, после 17 часов игры, закрадываются сомнения.

-2

Получается, что когда-то давно жили-были обезьяны, которые ничего не умели: ни чувствовать запах на дальнем расстоянии, ни уворачиваться от атак хищников, ни усваивать мясо и грибы. Постепенно обезьяны привыкли, выработали в себе кое-какие навыки, встали на ноги. А что потом? Глядя на нас сегодняшних, не скажешь, что мы можем чувствовать запах ветчины через стенку, можем беспрепятственно объедаться сырыми грибами и рыбой, и вообще спим на деревьях.

Где же тогда всё? Об этом должны позаботиться следующие игры и рассказать игроку об утрате обезьянами некоторых способностей. Забывать - это нормально. Но в процессе эволюции такой процесс скорее называется не забывание, а затуманивание: попади мы на необитаемый остров, первобытные умения дали бы о себе знать.

Игра - результат теории «Дарвина», в которой сказано, что люди произошли от обезьяны путём повторения одних и тех же действий. Правда, получилось так, что обезьяны намного и намного круче людей: им до технологий рукой было подать, а нам ещё несколько миллионов лет пилить.

Эпос обезьян

Мы не можем точно знать, было ли всё так, как в игре, но мы знаем: оно могло быть так. А раз могло, значит, играть в такое интереснее.

-3

Игрок управляет одной обезьяной, способной по мере развития делать всё больше и больше действий. Конечно, начинаем с малого: подготовка спального места, утоление голода, изучение близлежащих предметов. Далее мы можем распространять власть на других членов стаи: заставлять их взять что-либо, двигаться вместе с нами, а также принимать или делать новых членов.

Если сравнить ту обезьяну, которой руководит игрок, назовём её А-обезьяной, и остальную стаю, то получится, что эволюции подвергался только один гоминид, а другие находились в пассивной фазе и принимали или отвергали подарки эволюции. А-обезьяна - имени мы её, конечно же, не запомнили - становится эдаким героем, чуть ли не Прометеем первобытности.

-4

Смотрите, в эпосе всегда рассказывается о какой-нибудь исключительной личности: Ахилл, Одиссей, Эней и другие. Их «исключительность» - это сила, ум и благородство. В игре же вы берёте любую обезьяну, и она тут же становится «исключительной», потому что в ней просыпаются индивидуалистские качества. На самом деле нет: вы просто ей управляете, а раз вам хочется идти вперёд, то и ей, соответственно, хочется тоже.

Обезьяны ничем не выделяются между собой, разница между ними заключается только в возрасте и количестве запаса энергии. Даже имена не дают сказать, что «вот она - обезьяна-герой». То, что умеет один, умеют все. Но стая выглядит более безразличной к окружению, нежели А-обезьяна: они сидят в поселении чаще всего на одном месте и не делают ничего. Если бы такое было на самом деле, то вряд ли эволюция продвинулась бы так далеко.

Понятно, что всё это игровые условности и вы не можете позвать 13-15 друзей, которые бы играли за других членов стаи, чтобы эволюция выглядела по-настоящему.

«Исключительная» А-обезьяна ведёт стаю по всей карте, она всегда впереди, как опытный путешественник (нет). Именно ей приходится отгонять хищников, отвлекать их, убегать от их острых когтей и клыков, убивать их первой. А-обезьяна - это Одиссей, странствующий и открывающий земли, это Прометей, дающий огонь, это Ахилл, сражающийся за своих, это Эней, основывающий поселения.

Язык эпоса

Забавно писать о языке, которого ещё нет. Для общения стая использует звуки, или, как бы сейчас сказали в науке, междометия. Выкриками члены оповещают друг друга о местонахождении: вы залезли своей А-обезьяной на высокое дерево, и стаю не видно обычным взглядом, можно использовать команду «позвать» - с её помощью вы узнаете, где находятся остальные члены локально. А вот на неизвестных обезьян эта команда не действует, потому что они ещё не в вашей стае.

-6

Перед тем, как вся стая выйдет за пределы поселения, А-обезьяна созывает долгим и возрастающим в громкости криком. Это позволяет привлечь внимание близких и далёких членов.

Но не думайте, что на этом общение заканчивается. Обезьяны издают короткий звук, когда понимают, что А-обезьяна что-то ест и им тоже можно съесть это. А находясь всей стаей на прогулке, вы можете заставить её членов повторять за А-обезьяной: она даст громкую «команду» повторить, и стая сначала копирует выкрик, а затем - действие. Поэтому почти всё, что делает А-обезьяна, повторяет стая. Хотя иногда с этим могут быть проблемы: когда их руки заняты, а очень хочется есть и пить.

-7

Коротко об именах. Вряд ли у древних обезьянолюдей были имена такого плана, какой дан в игре. Понятно, что разработчики хотели простоты, они не могли написать, что обезьяну зовут Андрей или Валерия. Но имена, состоящие из одного слога, например, Тот, Ка, Нав, Дом, скорее надуманы. Способ позвать сородича немного отличается от сегодняшнего, тем более способ наименовать его. Как могут существовать имена из полноценных звуков и слогов в языке тех, кто общается междометиями? При этом - давайте выбросим школьную программу - междометия не типа «Ах!», «Батюшки!» и т.д., а типа долгое и высокое «У-у!», короткие и резкие «У! У!»; такие междометия точнее описывают состояние обезьяны. Слова на тот момент ещё не нужны, а значит, не нужны и имена; во всяком случае в том виде, в котором они предлагаются. Скорее всего, сородичи различали своих по звуку, запаху, внешнему облику, т.е. тому, что вне языка.

Игра полна открытий, прелести и ужаса. Она интересна не просто как «обезьяний эпос», но как выживание в первобытном мире. И знаете, это очень трудно, очень опасно: чтобы кому-то противостоять, нужны и знания, и умения, и энергия. Попытайтесь выйти против разъярённого тигра в одиночку, и вы поймёте, что лучше созвать стаю долгим криком и организованно напасть на обидчика.

Спасибо за внимание! Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на канал! :-)