Найти тему

Образовательная лента - 2: фильм Дудя про образование, растерянный Курпатов в Давосе, против онлайнизаторов

Короткие заметки про школьное образование, математику и методику преподавания.

*********************
Телеведущая Татьяна Лазарева
просит журналистов осветить происходящее в образовании и требует начать его менять.
Ждём фильма Дудя, который нам ненавязчиво объяснит, в какую сторону правильно реформировать образование.
Можно даже пофантазировать, что будет в таком очередном пропагандистском фильме:

“...Камера выхватывает отрывок урока в небольшом российском городке. Пожилая учительница у доски объясняет строение хордовых. По лицам детей читается, что им это всё неинтересно. Звонок. Дети убегают с урока. Учительница в интервью жалуется, что дети стали не такими, что дисциплины нет, что виновато засилие технологий, что невозможно заинтересовать детей и "им бы только в игрушки играть”. Что в Советском Союзе было по-другому. Попутно показываются обветшалые стены спортзала, который давно не ремонтировался. Из спортивных снарядов только сломанный обруч и свисток физрука....Приводится статистика, что по PISA и TIMSS Россия идёт на ...надцатом или даже …дцатом месте и в последние годы её рейтинг только падает. Дети не могут решить простейшие прикладные задачи, т.к. привыкли к заданиям только c одним ответом. А надо их учить жить в постоянно меняющемся мире. Клеймится академическая парадигма образования. “В жизни мне тангенсы и вакуоли не пригодились”. Асмолов (куда же без него?) рассказывает про толерантность к неопределённости, неопределенную толерантность и какую-нибудь очередную сверхпреадаптацию.
...Во всем мире по-другому. Главный упор на желание ребенка. Идёт рассказ о финской системе образования. Счастливые лица детей на нестандартном уроке. Все хотят максимально творчески ответить на вопрос учителя. Интервью с мамой-эмигранткой, которая восхищена индивидуальным подходом: “Моя дочка каждый раз говорит, что она счастлива в этой школе. Там утром какао с гренками, не ставят оценок и нет домашних заданий”.

…Но и в России такие школы есть. Приводятся в пример некоторые московские и подмосковные школы.  Ненавязчиво намекается, что нужно каждому ребёнку дать личного тьютора, отталкиваться от индивидуальных траекторий развития, бОльшую часть занятий перевести онлайн и делать упор на самообучение и сознательность.”

Фильм репостит в соцсетях и активно продвигает Греф и Фрумин. Преподаватели ВШЭ замечают, что “есть кое-какие фактические неточности, но в целом всё рассказано верно”. Родители, вспомнив про ад дистанционного обучения и опасность его повторения, поднимают волну негодования с требованием хоть что-то сделать с образованием. Внезапно обнаруживается, что какими-то сообществами вроде “Новое образование”, “Инициатива добра” или "Счастливая школа" уже давно разработан ФГОС 7.0_экстра_++, который и обсуждать особо не надо, т.к. “всё уже давно разработано” и в котором заранее учтены пожелания родителей.

****************

Курпатов выступил в Давосе перед сильными мира сего на тему опасности цифровизации. В принципе ничего нового он не сказал. Все эти положения есть в серии его книг “Красная таблетка”.
Но интересно другое. На этот форум Курпатова пригласил Греф и по видео заметно (да и его прежним выступлениям), что он разделяет эту позицию.
Поэтому риторический вопрос: почему Герман Оскарович, зная о вреде, так активно продвигает цифровизацию в образовании?
Кстати, никогда не видел Курпатова таким потерявшимся. На выступлениях в Питере перед своей аудиторией он выглядит гораздо более уверенным.

****************

Большая и сильная статья против онлайнизаторов образования. Цитата оттуда:

Мы живем в эпоху беспрецедентно быстрых изменений в науке. Быстрота появления нового знания, пишут Андерман и Синатра, требует от учащихся адаптивности мышления, то есть таких способностей, которые помогут им воспринимать новые идеи и их изменения, взвешивать аргументы и рассматривать альтернативные точки зрения, критически мыслить на основе имеющихся у них научных знаний. С этим трудно не согласиться. 
Авторы доклада считают, что подростки в целом обладают способностью рассуждать и думать критически и ее надо развивать. А вот собственно знаний (матчасти), на основе которых можно критически рассуждать, у них не хватает. И характеризуя эти знания, авторы пишут то, за что им хочется аплодировать в нынешнюю эпоху увлечения метапредметными компетенциями и вообще всем, что не имеет отношения к предметному содержанию обучения: «Способность эффективно рассуждать и адаптироваться к меняющейся ситуации требует обширных, взаимосвязанных, предметно специфичных знаний. Сегодняшняя программа обучения часто характеризуется как имеющая милю в ширину и дюйм в глубину (Vogel, 1996). Отсутствие достаточных знаний в предметных областях затрудняет критическое мышление, а то и делает его невозможным». Важнейшая мысль, продуктивнейшая. Критическое мышление нужно во всех областях, но развивать его можно только на основе глубоких предметных знаний. 
Собственно откровения никакого здесь нет. Если мы откроем Эпистемологический словарь, то узнаем, что рассуждение — это «целенаправленная мыслительная деятельность, состоящая в постановке познавательно значимого вопроса и поиске ответа на него посредством построения одного или нескольких умозаключений. Каждое рассуждение имеет предметную область — сравнительно неширокий круг явлений (процессов, ситуаций), имеющих прямое отношение к поиску ответа на поставленный вопрос. Относительно предметной области субъект Р. обычно располагает знанием некоторого количества ее фактов и законов». 
Это выглядит естественным в моей перспективе. Однако адепты онлайн-обучения очень не любят идею предметно-специфического подхода. Им претит не только мысль о том, что в основе познавательной деятельности лежат общие закономерности устройства и функционирования когнитивной системы человека, но и тот факт, что, благодаря этим закономерностям, знания в математике, физике, биологии, химии и истории организованы по-разному и их нельзя одинаково упаковать в одну и ту же электронную оболочку. 
Игнорирование этого прагматически выгодно. Во-первых, позволяет отодвинуть на второй план специалиста-предметника, отдав приоритет в решении проблем дизайна онлайн-обучения специалистам по ИТ и по «управлению знаниями» (приоритет включает и рабочие места, и финансирование). Во-вторых, оболочки должны быть единообразными, чтобы, раз сделавши, продать много раз.