Найти тему

Причины задержки речи у ребенка

Оглавление

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 года, родители начинают задумываться, а все ли у ребенка порядке с развитием. Если ребенок не говорит или плохо говорит, необходимо выяснить причины данной задержки. В такой ситуации можно обратиться к ряду специалистов, таких как психолог, логопед, детский невролог, психотерапевт и отоларинголог. Они помогут найти факторы, которые влияют на негативное развитие речи малыша, помогут устранить их.

Причины задержки речи бывают физиологические, социальные, психологические.

Физиологические

1. Генетика. Медленный процесс созревания нервных клеток, которые отвечают за речевую деятельность ребенка передается по наследству. Это означает, что кто-то из близких родственников ребёнка также не спешил присоединяться к разговорам.

2. Нарушение нервной системы. Проявляется как один из симптомов посредством интеллектуальной задержки и двигательной недостаточности.

3. Нарушение слуха. Отсутствие слуха также влияет на речь ребенка, ведь если малыш не слышит как звучат слова и не понимает их, то и речь не сформируется.

4. Заболевания мозга либо его поражения. Данное нарушение берет начало еще в пренатальном периоде или в течении первого года жизни ребенка. Оно возникает в результате перенесенных инфекционных заболеваний, травм, особенно в процессе родов, гипоксии.

5. Слабо развиты мышцы лица, особенно мышцы рта и языка.

6. Аномальное врожденное развитие языка, губ, неба либо лицевых мышц (например, "заячья губа", "волчья пасть" и т.д.).

7. Психические заболевания. При задержке умственного развития характерным признаком является отставание речевой деятельности. При аутизме у малыша нет потребности общения с другими, все внимание направлено внутрь себя. Поэтому речь может быть очень запоздалой.

Социальные

1. Невостребованность речи. Это когда родители мало уделяют внимания ребенку, мало разговаривают с ним. Поэтому у малыша не будет формироваться потребность в общении, в выражении эмоций.

2. Гиперопека. В данном случае родители делают все за ребенка, из-за этого у ребенка нет потребности в общении. Он понимает, что за него все скажут другие.

3. Неблагоприятные социально-бытовые условия. Они могут привести к заболеваниям психики, нарушениям эмоциональной сферы. И соответственно к задержке речевого развития.

4. Негативизм. Это когда родители заставляют ребенка говорить хорошо. Даже если ребенок говорит, но плохо, а родители давят на него, ругают его за это, малыш может отказать говорить совсем. Отказ выражается пассивно, в игнорировании просьбы. Либо активно отвергается. Сложность в том, что малыш отказывается не только повторять, когда просят. Но и вообще не говорит в любых ситуациях.

5. Отвлечение гаджетами. В данном случае родители разрешают ребенку смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, не понимая при этом последствия. Все гаджеты сильно влияют на развитие психики и на организм в целом маленького ребенка. Последствия могут быть плачевными, вплоть до развития аутизма.

6. Билингвизм. В данной ситуации в семье присутствуют носители разных языков, поэтому малышу трудно, ему необходимо много времени, чтобы понимать обоих взрослых. Возможно малыш будет совмещать в одном предложении слова разных языков, но со временем это нормализуется и ребенок начнет хорошо говорить на разных языках.

Психологические

1. Испуг. Последствия сильного стресса или испуга влекут за собой нарушение в виде заикания, либо ребенок совсем перестает говорить.

2. Неблагоприятная обстановка в семье. В связи с непростой обстановкой в семье, частых скандалов, рукоприкладства, у ребенка может произойти задержка речевого развития. Так как неблагоприятная обстановка в семье влияет на психику ребенка.

Рекомендации для родителей

Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:

1. Необходимо придерживаться четкого режима дня. Правильное питание, сон, отдых это то, что дожно быть у ребенка каждодневно. Правильно составленный распорядок дня будет способствовать полноценному развитию и здоровью ребенка. В бодром состоянии и в хорошем расположении духа он будет активнее и легче идти на контакт. И соответственно делать первые шаги в речевом развитии.

2. Чаще разговаривайте с грудничком и ребёнком постарше. Рассказывайте ребенку об окружающем мире, делитесь с ним радостными моментами, переживаниями. Общение взрослого и ребенка будет положительно влиять на развитие речи, на формирование эмоциональной и личностной сфер.

3. Проводите больше времени вместе. Разрешайте ребенку помогать вам в домашних делах, отдыхайте вместе на природе, играйте в активные игры. Тем самым вы смотивируйте в ребенке речевые способности.

4. Играйте в различные развивающие игры с ним. В процессе игры с предметами, использование карточек с изображениями предметов, природы, животных, будет пополнятся словарный запас ребенка, он будет хотеть повторить слова за вами. Главное, не давите на него, не заставляйте, чтобы избежать негативизма. Увлечённый игрой, он сам будет пытаться выговаривать слова.

6. Развивайте мелкую моторику. Делайте массаж пальчиков, перебирайте макароны от крупы, делайте поделки из пластилина, теста, кинетического песка. Рисуйте пальчиками. Перебирайте бусинки и пуговицы, вдевайте в шнурок бусины разных цветов, размеров. При этом разговаривайте с ребенком, рассказывайте что вы делаете.

7. Читайте сказки, рассказывайте стишки, потешки и частушки. Это развивает, пополняет словарный запас двух или трёхлетнего ребёнка. И что немаловажно, создаёт радостное настроение. А колыбельные песенки расслабляют и вызывают ощущение комфорта и безопасности.

8. Если малыш плохо говорит, посещайте чаще детские площадки, парки и игровые центры, где много ребяток. При совместной игре с другим ребенком у вашего молчуна появится желание повторить за ним, он будет пробовать повторять слова, тем самым у ребенка будет формироваться речь.

9. Отдайте ребенка в садик. В компании таких же дошкольников он сможет разговориться. Главное, подготовить его к саду. Объяснить воспитателям, что малыш пока не говорит и что не следует давить на него или требовать.  И со временем, пройдя адаптацию к новым условиям, карапуз сам проявит желание делать как остальные детки.