Когда начался карантин и все занятия, которые мы посещали приостановились, я решила заниматься с сыном самостоятельно.
До этого мы, конечно, тоже занимались, но эти занятия носили периодический и хаотичный характер. Я ловила Ярика в какой-то момент и мы занимались по развивающим книжкам из серии "годовой курс развивающих занятий", различным пособиям, либо пытались рисовать, лепить, клеить.
Все это Ярик воспринимал с криком и слезами, я настаивала, нервничала, срывалась на крик.
Единственное, что Ярик очень любил, это смотреть презентации, коих я скачала целую кучу еще раньше для занятий с дочкой.
Ярик с самого раннего детства очень любил животных и мы начали с презентаций про Африку, домашних животных, потом переключились на остальное. Поэтому если что-то нужно объяснить, я все объясняю сначала на животных, чтобы он уловил суть, а потом постепенно переключаюсь на другое, не очень любимое.
Например, логопед мне пожаловалась, что Ярик не понимает когда она спрашивает откуда она взяла игрушку - из коробки или из шкафа. Когда у него спрашиваешь "это или это" он говорил либо "да", либо повторял фразу. Я знала, что это так, и отрабатывала это на животных. Показывала две карточки и спрашивала: Ярик, кто говорит гав-гав? Корова или собака"
Ярик буквально на втором занятии ухватил смысл вопроса и тогда уже мы перешли на другие вопросы с "или".
Свои занятия мы начали с моей подготовки. Я взяла планшет с твердой обложкой, чтоб удобнее было отмечать, часы, поощрение, стакан воды, расставила в его комнате игрушки и блоки Никитина "Квадраты". Прописала себе программу занятия.
Так как Ярик мог спокойно сидеть на стуле, я начала с трех навыков: "Посмотри на меня", "Покажи мне", "Подай мне" И чередовала упражнение на стуле и упражнение на полу.
После каждого занятия я все записывала, что получилось, что не получилось, для анализа тренируемых навыков, я нарисовала табличку, в которой отмечала: если посмотрел сам двумя плюсиками, если с моей помощью - одним плюсиком, если не посмотрел - минус.
Первое занятие было в следующем порядке:
1. Посмотри на меня(на стуле)
2 . Блоки Никитина (на полу)
3. Посмотри на меня. Покажи мне (на стуле)
4. Пазл с животными (на полу)
5. Посмотри на меня. (на стуле) Подай мне
На первом занятии поощрение было за каждое правильно выполненное задание и за задание, выполненное с моей подсказкой. Сейчас уже поощряется выполненное самостоятельно сложное задание. Я много активно хвалю и много обнимаю и целую.
Когда мы спускались на пол, Ярик с удовольствием собирал паззлы и квадраты Никитина, что касается команд, были и крики и слезы, и сползание со стула и закидывание рук.
Я использую краткие команды: "сядь", когда начинает сползать со стула, "встань", когда пытается упасть на пол, руки брала и не отрываясь от занятия держала на коленях.
Первые пять занятий было очень сложно. Главное не остановиться. продолжать занятие и обязательно после каждого занятия все записывать и прописывать план на следующее занятие исходя из результатов - что-то заменить, что-то добавить.
Через 10 занятий, наш план выглядел уже так.
1. Посмотри на меня
2. Квадраты Никитина, 2 шт
3. Посмотри на меня, покажи мне (тто что есть в комнате, на себе - глаза. нос, живот и т.д.), хлопаем, сожми/разожми ладони
4. Что есть на картинке (спрашиваем что есть и чего нет), кто говорит (или)
5. Посмотри на меня, подай мне
6. Круги Никитина, 2 шт
7. Собери также (Лего - собрать такую же фигуру как готовая, конструктор, повторять как я строю, потом строит он, я повторяю)
8. Поднимись, наклонись, присядь, руки вверх, вниз, в стороны, руки на пояс, руки на плечи, кулак/ребро/ладонь
9. Кто /что лишний
10. Матрешки(большая, маленькая, поставь правильно, посчитай)
11. Сделай так (из кубиков "сложи узор")
12. Ролевая игра "чаепитие"
На занятиях я использую карточки Домана, фигурки животных, конструктор, Лего и картинки из развивающих сборников.
Если первое занятие мы с Яриком оба выдержали только 40 минут, сейчас мы занимается полноценно 2 часа и, конечно, занятие гораздо более насыщено.