Найти в Дзене
История войн и оружия

Истребитель люфтваффе "Фокке Вульф" пятая модификация А-5 с высотным ускорителем GM-1

«Фокке Вульфы» хорошо себя показали с боях с истребителями, но для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками США эффективность их оружия была недостаточна. За три секунды 190-й выпускал 130 20-мм снарядов, 7,92-мм пулеметы были совершенно неэффективны. Для поражения четырехмоторного бомбардировщика нужно было попасть 20 раз 20-мм снарядами, хотя реально в цель попадали только два процента из выпущенных. То есть FW должен был выпустить 1000 снарядов. Это вдвое превышало боекомплект истребителя. Начали думать об увеличении калибра пушек и/или подвеске реактивных снарядов.

Тем временем началась разработка следующей модификации А-5.

К началу выпуска версии А-5 самолет был достаточно хорошо освоен в производстве, основные дефекты удалось изжить, с ноября 1942 г. и до конца 1943 г. с конвейеров заводов сошло 1500 или 1752 машин пятой модификации.

Самолет по сравнению с А-4 стал длиннее на 8,84 м, из-за того что новая версия мотора БМВ D-2 была установлена на удлиненную консоль 15,24 см, с тем, чтобы сохранить центровку самолета и уменьшить вибрацию. На 1,3 см была опущена ось винта.

Прототипом А-5 был А-3/U1 у него была расширена верхняя панель вооружений и фюзеляж, у основания крыльев сделали специальную вставку.

Среди других изменений А-5 было изменение хвостового стабилизатора, радиостанцию поставили еще ближе к хвосту, ее панель управления, располагавшуюся в левой части фюзеляжа, подняли выше. Медицинскую аптечку тоже перенесли ближе к хвосту, а решетки жалюзи системы охлаждения теперь регулировались автоматически.

Серийный самолет получил цельные тормозные диски, которые ставили на последних партиях модели А-4, также получил радиостанцию FuG 25a и FOF.

-2

Вооружение осталось прежним, но для облегчения могли снимать пушки на крыльях. Проводились испытания по установке инжекционной системы MW 50.

A-5/U2 был ночным истребителем-бомбардировщиком с увеличенной дальностью полета, он имел бомбодержатель ЕТС 250 и два держателя под крылом для подвески 300-литровых бензобаков. Артвооружение – две пушки MG 151. Самолет имел глушитель предотвращавший выброс пламени из выхлопной трубы. Позднее этот вариант назовут G-2/N.

A-5/U3 был похож на А-4/U3, он нес три бомбодержателя один ETC 501 для SC 500 и две ETC 50 для SC 250. Имел дополнительное бронирование. Всасывающие патрубки имели тропические фильтры, его позже назвали F-2.

A-5/U4 был аналогичен A-3 и A-4/U4, но без крыльевых пушек и с двумя фотокамерами в фюзеляже.

A-5/U7 был вооружен двумя 30-мм пушками MK 103 под механизмом шасси и двумя 30-мм пушками МК 108 у оснований крыльев. Собрали один экземпляр.

A-5/U8 был аналогичен A-4/U8, но с уменьшенным вооружением и с дополнительными сбрасываемыми топливными баками.

A-5/U9 был вооружен 13-мм пулеметами MG 131 в фюзеляже, пушки MK 108 ставили в центральной части крыльев, также могли подвесить четыре 20-мм пушки MG 151/20 в гондолах под крыльями. Единственный экземпляр стал прототипом для A-7 и A-8.

-3

A-5/U10 вооружался четырьмя 20-мм пушками MG 151/20 и двумя пулеметами MG 131 над мотором. Послужил прототипом для модели A-6.

A-5/U11 с пушками МК 103 и 108 стал прототипом F-3/R3 и F-8/R3.

A-5/U12 были с подвеской оружейного контейнера WB 151, он ставился в центральной части фюзеляжа и имел две 20-мм пушки MG 151/20 с боекомплектом 145 снарядов вместо пушек MG/FF, были собраны две машины, они послужили прототипом A-7/R1.

A-5/U13 собрали три экземпляра G-3 и были аналогичны самолету A-5/U8, но оснащены мотором БМВ 801 D-2. Это были самолеты с электрическим бомбосбрасывателем и могли применять бомбы по одной, а не залпом.

A-5/U14 был оснащен подфюзеляжной стойкой ETC502, для торпеды LTF5b.

A-5/U15 еще одна модель с автопилотом PKS, которая могла нести планирующую авиабомбу BV 246 «Hagelkorn». Она не прошла испытания.

A-5/U16 «Pulkzerstorer» с усиленной броней и 30-мм пушками МК 103 и 108 в крыльях.

А-5/U17 модификация штурмовика без пушек MG/FF, но с подфюзеляжной стойкой ETC 501 и четырьмя стойками ETC 50. Самолет послужил прототипом для F-3/R1.

Полевые доработочные комплекты R1 и R6 для А-5 не отличались от таких же для А-4. Однако на одном из А-5/R6 прошли испытания реактивные 280-мм снаряды Wfr.Gr.28. Они показали большое рассеивание и от них отказались.

210-мм снаряды были применены на А-4/R6 A-5/R6 летом 1943 г. летчики в бою плохо определяли упреждение и часто ракеты взрывались с недолетом или перелетом. На Восточном фронте были случаи их использования для обстрела наземных целей.

Весной 1943 г. майор Херрман разработал новую тактику воздушного боя с участием Ме 109G и FW 190 A-5/U2, они должны были атаковать вражеские бомбардировщики ночью совместно с зенитчиками, цели для них подсвечивали или прожекторами, или осветительными ракетами, или пожарами на земле. Были сформированы три эскадры 300, 301 и 302-я. Но со временем они стали совершать атаки днем.

Развивалось и международное военно-техническое сотрудничество. Один FW 190A-5 был продан Японии.

А-5 воевали и в СССР, например, в составе 51-й истребительной эскадры «Зеленые сердца».

В июле 1943 г. один самолет А-5/U3 попал в НИИ ВВС КА, правда полноценные испытания провести не удалось из-за износа мотора. Выяснили, что помимо стандартной бронезащиты массой 110 кг А-5/U3 нес еще 16 дополнительных бронеплит около 200 кг.

Осенью 1943 г. А-5 использовался в качестве прототипа V45 для испытания системы стартового ускорителя GM1, которая повышала мощность двигателя на больших высотах методом впрыска закиси азота в цилиндры. Закись азота называется и иначе "веселящий газ".

С двигателем ВМW-801D-2 взлетной мощностью 1730 л. с., максимальную скорость развивал до 625 км/ч на высоте и 500 км у земли. Практическая дальность 800 км, с подвесными топливными баками 1500 км. Максимальная скороподъемность 846 м/мин, практический потолок 10 200 м.

Вооружен был двумя 20-мм пушками MG-151 в корне крыла с 200 снарядами, также мог брать две 250 кг бомбы.

Спасибо за прочтение.