Продолжаем историю немецких рокеров Eloy. Напоминаю, что в рубрике "Вы нам писали" публикуются материалы о музыкантах, которые не попали в планы авторов канала "Байки и Скрепы". Но о которых просили рассказать наши постоянные читатели.
1980-е годы оказались непростыми для большинства титанов харда и прог-рока. Симпатии публики оказались на стороне более простых, доходчивых и коротких песен. Новая волна, панк, да и метал тоже, отобрали у авторов глубоких концепций и замысловатых мелодий, мастеров сложных аранжировок, виртуозов и интеллектуалов и зрительское внимание, и значительную часть доходов.
Во многом по этой причине восьмидесятые стали временем музыкальных экспериментов для героев предыдущего десятилетия. Причем экспериментов преимущественно в области облегчения звучания и повышения доступности песенной продукции. Слушателям, мнящим себя избранными интеллектуалами, конечно хочется, чтобы творцы занимались только изысканиями в области высоких искусств. Но жизненные реалии часто не оставляют камня на камне от бесплодных мечтаний.
Нет, я, разумеется, не исключаю, что кому-то из музыкантов просто надоела, та музыка, что они играли раньше, и им захотелось чего-то нового. В любом случае факт произошедших со многими коллективами перемен, как говорится, налицо. Не избежали их и музыканты группы Eloy. На следующий год после выхода второй части "инопланетной" дилогии "Planets - Time To Turn" Eloy в том же неизменном составе выпустили альбом "Performance" (1983).
Ютуб-канал Terminal Passage
При этом изменения в музыке очевидны. "Performance" - это хард-рок в его характерном восьмидесятническом, коммерциализированном и смягченном виде. Прог очевидно присутствует, пожалуй, только во второй вещи альбома "Shadow and Light", меняющей темп и настроение по ходу развития композиции. Зато привкус прямолинейного звука "новой волны", который частенько именуют пластиковым, наличествует очевидно. Впрочем, мнение некоторых фанов группы о начале эры упадка я не разделяю. Вопли о "попсовости" и "продажности" того или иного исполнителя всегда казались и кажутся мне отдающими изрядной долей ханжества. Издающие их мало похожи на эльфов из сказки, питающихся цветочной пыльцой и пукающих фиалками. А коммерциализация звука вовсе не всегда настолько ужасна. Чем плохи дебютник Asia, "4" от Foreigner, "Time" и "Secret Messages" от ELO, одноименный альбом Genesis 1983 года? Список можно продолжить...
"Performance" - типичный продукт своего времени. С мелодичными, но холодными синтезаторными клавишами, чистой, хотя временами и агрессивной гитарой, сложной и быстрой игрой ритм-секции, узнаваемым вокалом Борнеманна. Мелодии запоминающиеся, с легкими намеками на хитовость. Как пример композиция "Fools" -
Ютуб-канал Marina Spinoula
Разумеется, не великая и не лучшая, но вполне достойная работа, не теряющаяся на фоне упомянутых дисков других замечательных коллективов.
"А как же любимая сквозная тема влияний от Pink Floyd"? - спросят постоянные читатели. Сначала хотел было написать, что не наблюдаются. Но потом послушал ещё раз вступление к нижеследующей вещи и передумал.
Ютуб-канал Official4Eloy
Годом позже вышел альбом "Metromania" (1984).
Альбом - близнец предыдущего. Единственное, что отличает "Metromania" от "Performance", - это красивый рисунок Родни Мэтьюза.
Того самого, что делал альтернативные варианты обложек "Planets" и "Time To Turn". А так это вновь коммерческий хард (AOR), граничащий с синтетическим звучанием новой волны. Футуристичные синтезаторы, электронные барабаны, вокодер, отсутствие длинных гитарных или клавишных соло. Иначе говоря, Buggles встречаются с группой Styx. Западная критика отмечала противоречие между подобным звуком и пафосными и многозначительными темами/текстами песен, более характерными для прога.
Однако, для не владеющих английским настолько глубоко, данная претензия не является существенной. Лично для меня гораздо важнее другое. Несмотря на вновь достаточно высокое качество песен, инструментальное мастерство и умные аранжировки, а также присутствие общей около-проговой атмосферы альбома при прослушивании второй подряд попытки запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, не оставляет ощущение творческого тупика и отсутствия прогресса. Дотянуться до популярности новых идолов типа Depeche Mode или New Order нереально. Лужайку дружелюбного к ушам слушателя тяжелого рока прочно заняли Foreigner, Kansas, Toto и иже с ними. Группой, создающей свои собственные тренды, Eloy никогда не были. При всем к ним уважении.
Все вышеперечисленное закономерно привело к разногласиям среди участников и второму в истории группы её распаду после серии прощальных концертов в Англии.
В дискографии Eloy в 1984 году формально числится ещё один альбом. Саундтрек к фильму "Code Name: Wild Geese". Итало-германский "макаронный" боевик к шедеврам кинематографии не относится. Звуковая дорожка, над которой трудились трое музыкантов Eloy Ганс Аркона (Hannes Arkona), Ганс Фолберт (Hannes Folberth), и Клаус-Петер Мациол (Klaus-Peter Matziol), также получилась, мягко говоря, неубедительной. Отсутствие в перечисленной компании Борнеманна не позволяет мне говорить о "Code Name: Wild Geese" как о полноценном релизе Eloy как группы.
А следующий альбом под фирменной вывеской пришлось ждать целых четыре года. Это уже Фрэнк Борнеманн в дуэте с новым партнером Михаэлем Герлахом (Michael Gerlach) и с компанией многочисленных сессионных музыкантов выдал альбом под названием "Ra" (1988).
Ютуб-канал Official4Eloy
Мнения о "Ra" как слушателей, так и критиков получились диаметрально противоположными. От "самый слабый студийный альбом Элоя 80-х" до "недооцененный альбом, который содержит много инновационных моментов". И те, и другие сходились в одном. На альбоме отвратительно записаны ударные, запрограммированные жесткие искусственные барабаны портят звук. Мне кажется, что основная проблема в другом. Ожидания слушателей от камбэка любого популярного исполнителя всегда завышены. "Ra" в итоге эти ожидания не оправдал. Да, он чуть более прогрессивен, чем "Performance" или "Metromania". Но ярких моментов, заставляющих слушателя встрепенуться и вслушаться внимательно, в итоге минимум. Когда слушаешь вещи с альбома каждую по одной, они вроде бы и не так уж плохи. И мини-эпопея " Voyager of the Future Race", и потенциально радиоформатные арена-рок вещи "Sensations" и "Rainbow".
Ютуб-канал Official4Eloy
Всё вновь космически-футуристично, в меру хардово, в меру мелодично. А общая картинка не складывается. Да, можно, как это делают некоторые рецензенты, сравнивать "Ra", например, с Yes "90125". Только у Yes на альбоме есть "Owner of a Lonely Heart". И уровень исполнительского мастерства куда более высокий.
В целом я далек от тех радикально настроенных комментаторов, которые готовы заплевать и отдельную группу, и целое музыкальное направление, если те не смогли удовлетворить их высокие ожидания специалистов, умеющих отличить си бемоль от ля диез. Но всё же назову "Ra" не самым удачным альбомом.
Недаром следующего релиза Eloy вновь пришлось ждать ещё четыре года... Но об этом в следующий раз.
Предыдущие заметки:
"Вы нам писали". Германский психоделик/спейс-рок от Eloy.
"Вы нам писали". Германский психоделик/спейс-рок от Eloy. Часть 2.
"Вы нам писали". Германский психоделик/спейс-рок от Eloy. Часть 3.