В июне 1942 г. начались поставки модификации А-4, в середине следующего года ее производство было прекращено, после выпуска около 974 машин.
На "Фокке Вульф" 190А-4 установили новую радиостанцию FuG 16Z большего радиуса действия, вместо FuG 7, на хвостовом стабилизаторе появилась мачта с проводом антенны. Подфюзеляжная штырьевая антенна была отодвинута к хвосту, бронеплиту летчика увеличили. Появился ответчик FuG 25.
Двигатель БМВ 801D-2 получил инновационную систему впрыска водо-метаноловой смеси MW 50, которая позволяла иметь 10-минутную мощность 2100 л. с. Смесь обладая антидетонационными свойствами позволяла увеличивать коэффициент сжатия в цилиндрах. Постоянно гонять эту смесь было нельзя, быстро выходили из строя свечи зажигания. На предыдущих версиях ее не устанавливали, потому что она проходила длительный процесс доводки. На нем оставался коммандогерет – автомат управления двигателем.
Головной самолет переделали из раннего FW 190A-1, вооружение было как у А-3 четыре пушки и два пулемета.
А-4 был базой для заводских модификаций. К примеру: А-4/U1 истребитель-бомбардировщик, у него вместо пушек MG/FF установили стойку ETC 501. Из-за проблем с поставками мотора БМВ 801 D-2 его заменили на C-2.
A-4/U3 штурмовик, тоже без крыльевых пушек MG/FF, но с усовершенствованным вооружением как и A-2/U3, оснащенный подфюзеляжной стойкой и без дополнительных створок ниш шасси, он также был усиленно забронирован снизу. 30 единиц этой субмодификации отправили на Восточный фронт. Он также станет основой для штурмовика F-1.
A-4/U4 разведывательная версия без пушек MG/FF, но с фотокамерами в фюзеляже.
A-4/U8 скоростной истребитель-бомбардировщик, у него сняли пушки и пулеметы под капотом и установлены три стойки ETC под фюзеляжем и под крыльями. На которые можно было подвесить 300-литровые топливные баки. Позже эта субмодификация станет основой для FW190 G-1 легкого дальнего бомбардировщика.
А-4 стал первым из линейки «Фокке Вульфов», который можно было доработать в полевых условиях с помощью специальных комплектов.
К примеру, R1 означал, что на самолете стоит радиостанция FuG 16Z-Е, под левым крылом ставили антенну Morane. Ответчик 16Z-E позволял оператору наземной пеленгационной станции «Вотан» III определять не только азимут самолетов, но и дальность до нее. Упрощались полеты в сложных метеоусловиях.
R6 поднимала две ракетные установки, что делало самолет истребителем крупных формирований бомбардировщиков, так называемых «разрушителей строя». По замыслу взрыв мощной боевой части заставит вражеские бомбардировщики изменить курс, расстроить боевой порядок и т. п. Затем в бой уступали пушечные истребители. Сама ракета весила 111,6 кг, заряд 40 кг, дальность стрельбы 1000 м. При стрельбах выявилась проблема с определением расстояния до цели.
При использовании полевых доработочных комплектов вооружение самолета сокращали до двух пушек у основания крыльев.
В августе 1942 г. 1-я авиационная группа 51-й истребительной эскадры стала первой получившей А-4 на Восточном фронте. А-4 в специальной тропической версии пошла в Северную Африку, на воздухозаборниках мотора ставили фильтр от песка. За полгода боевых действий самолеты штурмовали наземные цели, даже удалось потопить подводную лодку, а также успешно вели воздушные бои. Самыми результативными асами стали Курт Бюлинген, который сбил 44 самолета и Эрих Рудорффер, сбивший 26 машин.
На Западном фронте «Фокке Вульфы» одерживали все больше и больше побед, несмотря на появление новых «Тайфунов» и «Спитфайров» IX. В июне 1942 г. авианалеты на Великобританию совершались 3 и 4 модификациями переоборудованными в истребители-бомбардировщики. Они действовали в составе специальных групп 2-й и 26-й истребительных эскадр. Самолеты несли под фюзеляжем 250 или 454 кг бомбы и летели к британскому побережью прижимаясь к морю, чтобы не быть обнаруженными английскими радарами, затем они атаковали цели, а противник не успевал ничего предпринять. Работая по южному побережью Англии они несли небольшие потери, не больше 12 до конца 1942 г.
Эта тактика оказывала деморализующее воздействие на гражданское население и практиковалась до появления Тайфунов и Темпестов.
Один самолет захватили англичане после посадки "Фокке Вульфа" из-за навигационной ошибки еще одного немца. Две машины попали в руки советских ученых и были испытаны в НИИ ВВС КА и другая в ЛИИ НКАП.
Попавшая в ЛИИ машина, а именно FW 190А-4 из 54-й истребительной эскадры села на вынужденную на советской территории из-за отстрела собственных лопастей винта. Винт заменили на винт от Ю-87 и направили в НИИ ВВС в Ленинград на первую ремонтную базу.
Испытали трофей с 14 июня по 16 июля 1943 г. Инженеру Оноприенко и летчику-испытателю Антипову приглянулось следующее: производство самолета облегчала компоновка винта и мотора как самостоятельного агрегата. Автомат управления двигателем и винтом. Фонарь признали удобным, как и расположение приборов. Система охлаждения двигателя с управляемыми створками и системой принудительного охлаждения головок цилиндров, а также система управления огнем - электроспуск оружия.
В отличие от испытаний в Великобритании в СССР самолет высоких отзывов не получил.
Фокке Вульф посчитали перетяжеленным, имел большой пробег и разбег, а также недостаточный вертикальный маневр.
Разница в характеристиках могла появиться из-за износа советского трофея, а также нештатного винта.
По данным испытаний получилось что до 4 000 м А-4 уступал в скорости и скороподъемности советским истребителям выпуска 1943 г.
Спасибо за прочтение.