В ноябре во МХАТе имени Горького премьера - спектакль "Нюрнбергский вальс". Повод - юбилейный, семьдесят пять лет со дня начала судебного процесса над главными военными преступниками Третьего рейха. Причины гораздо глубже.
Мироустройство, заложенное после Второй мировой державами-победительницами, рушится у нас на глазах. В его основе были принципы, зафиксированные лидерами трёх стран в Ялте и Потсдаме; можно как угодно относиться к этим лидерам и политике, которую они проводили, несомненно одно: их система почти полвека удерживала Европу от новых военных конфликтов.
В правление Горбачёва эту систему начали прилежно расшатывать под попевочки про общечеловеческие ценности. И что в итоге? Где принцип нерушимости границ? Где беспристрастность международного трибунала? Где осуждение нацистских пособников на Украине и в Прибалтике? Да и сама мировая война усилиями западных историков выглядит как схватка двух диктаторских режимов, которую облагородили своим участием воины света – американцы и англичане.
А как было на самом деле? Откуда возникла идея международного трибунала и какая закулисная борьба велась во Дворце правосудия в Нюрнберге? Какую линию защиты выбрали подсудимые и когда наступил переломный момент в судебном процессе? Создатели спектакля представят подробную картину «суда народов», созданную на основе документальных материалов.
Советский обвинитель Руденко и «наци номер два» Геринг, кинозвезда Марлен Дитрих и фельдмаршал Паулюс, попавший со всей своей армией в плен под Сталинградом – это далеко не полный список персонажей, которые выйдут на сцену.
Ещё один герой, правда, присутствующий незримо – Рихард Вагнер, создатель величайших опер. Творец, на котором лежит клеймо – любимый композитор Гитлера.
Но должен ли Вагнер, умерший за пятьдесят лет до того, как нацисты пришли к власти, нести ответственность за музыкальные предпочтения фюрера? Тем более, что большая часть соратников Гитлера его любви к композитору не разделяла. Когда в Нюрнберге проходил партийный съезд, в театре давали оперу Вагнера «Нюрнбергские мейстензингеры». Гитлер распорядился вручить делегатам бесплатные билеты. Вечером он пришёл в театр и увидел, что зал практически пуст.
Опере Вагнера нацисты предпочли пивную.
«Нацизм – это «Майн кампф», а Вагнер – душа Европы», - говорит главная героиня пьесы «Нюрнбергский вальс». На фоне большой истории происходит любовная драма людей, принадлежащих двум разным мирам. Вечная, неисчерпаемая тема, и то, что МХАТ вновь обратился к ней – знак верности театра своим традициям.
Работа над пьесой уже началась, прошли первые читки. О распределении ролей пока умолчу, скажу одно: зрителей ждут сюрпризы.