Найти тему
ИстАдмин

Взгляды представителей классического социализма

Анри Сен-Симон (1760-1825):

Определяющее значение в истории играет индустрия. История человеческого общества – это смена общественных систем, каждая последующая из которых является более высокой.

Превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, создание равных для всех возможностей применять свои способности и осуществлять распределение по способностям, государственное планирование производства, превращение государственной власти из орудия управления людьми в орудие организации производства, постепенное утверждение всеобщей ассоциации народов и всеобщий мир – основные черты новой общественной системы – промышленной.

Первенствующее положение в обществе должен занять промышленный класс, неоднородный по социальному составу. Управление государственным достоянием должно быть возложены на ведущих промышленников, которые способны предотвратить социальную революцию путем разумных экономических преобразований.

Основное назначение политики – соединение обладателей власти с рабочими против нерабочего капитала. Задача государства – забота о труде. При организации разумной центральной власти, будут найдены разумные формы организации труда и быта.

Государство необходимо для решения стоящих перед обществом проблем, но по мере интеллектуализации народа и повышении его нравственности исчезнет необходимость в государстве, как инструменте насилия.

-2

Шарль Фурье (1772-1837):

Общество проходит в своем развитии ряд ступеней, последняя из которых называется строем цивилизации. Этот строй переживает кризис и будет заменен строем гармонии, создающем условия для возникновения всесторонне развитой личности.

Выгодность производительной и потребительной ассоциации. Система не имеет ничего общего с коммунизмом: распределение общего дохода ассоциации происходит в известной пропорции между талантом, физическим трудом и капиталом.

Наивысшая гармония может осуществиться лишь под условием полной свободы для каждого следовать своим влечениям.

Первичная ячейка нового общества – фаланга, располагающаяся в фаланстере. Фаланга – производственно-потребительское товарищество, которое обеспечивает себя всем необходимым. В фаланге отсутствует наемный труд, но существует частная собственность, неравенство, обусловленное разными взносами вступающих в нее.

Богатые, состоящие пайщиками фаланги, пользуются преимуществами. Со временем, неравенство между богатыми и бедными сократится и в фалангах установится полное благополучие для всех.

-3

Роберт Оуэн (1771-1858):

Разумная общественно-политическая система должна быть основана на законах природы, а не порочных человеческих законах, которые зачастую есть результат заблуждения и эмпиризма. Главный путь для постижения истинных законов – освобождение от неправильных идей посредством науки.

Частная собственность – плод насилия и несправедливости, хотя в определенный период может быть полезной. В существующей индивидуалистической системе все человеческие отношения принимают извращенные формы.

Деньги позволяют отнимать блага у тех, кто их создает. Рабочий имеет право на полный продукт своего труда. Только труд, а не деньги, может стать источником подлинного богатства.

Социальное поле для такой, основанной на труде, разумной деятельности – коммуна, кооперативная организация. Главная цель коммуны – удовлетворение потребностей ее членов. В коммуне объединяются промышленный и сельскохозяйственный труд. Общий интерес превалирует над индивидуальным и тем обеспечивается жизнеспособность коммуны, т.к. дает больше стимулов к труду.

В будущем все, за исключением только предметов личного обихода, превращается в общественное достояние. Управление в коммуне организовано так, чтобы заменить капиталистический принцип гуманистическим.

Отбрасываются все элементы старой государственности: экономический строй, публичная власть, право, избирательная система.