Как всегда, поводом для статьи послужила статья психолога, где очень красочно, но несколько однобоко были описаны ужасы ненависти ВСЕГО класса к одному ребенку -изгою и полная невозможность защититься самому:"не драться же со всем классом"? Ощущение после статьи: автор была этим изгоем и так и не нашла решения, как прекратить издевательства. В ответ на просьбу читателей объяснить (раз уж автор психолог): а что же должна делать жертва? невнятные объяснения: без помощи взрослых ребенок не справится. В общем, нет у автора ответа. Взрослые же не могут находиться рядом 24 часа в сутки. В моем детстве было у меня нечто подобное. Так что кое-какой опыт имеется. Если кому пригодится, готова поделиться.
1. Для негативного отношения всегда есть причина. Моего одноклассника в начальной школе ненавидели за то, что у него было шило в одном месте. Во время урока он оборачивался, хватал со стола чужую книжку(ручку, тетрадку) и корчил рожи. Владелец свою вещь отнимал и давал Сашке затрещину. Через пять минут история повторялась со вторым учеником с задней парты, с детьми, сидевшими через проход. На замечания учителя Сашка не реагировал. На переменах он еще начинал бегать с чужой книжкой или тетрадкой по всему классу с криком:"Не догонишь! Не отнимешь!". Догоняли, отнимали, давали очередную затрещину. И так все перемены. Достал. Самое смешное, что спустя время пришла его мама и публично обвинила весь 1-й класс в антисемитизме. Мы даже слова такого не слышали. И про национальности далеко не все были в курсе.
Со мной была другая проблема. Я была круглой отличницей. В самом начале учебы учительница объяснила нам, как надо вести себя в школе, а как не надо. В числе прочего было и пожелание: "Не подсказывайте друг другу и не давайте списывать, этим вы окажете товарищу медвежью услугу. "2" говорит не о том, что кто-то из вас плох или глуп, а о том, что ребенок не понял эту тему. Для меня это повод объяснить тему еще раз или позаниматься с ребенком дополнительно. Если же ребенок списал, то я думаю, что он понял и иду дальше. А он не понял! Следующая тема основана на предыдущей. Не понял одну,не поймет и другую. У вас-то все хорошо, а вот у товарища дела все хуже и и хуже. Не делайте так!". Мысленно я согласилась, прониклась, и никому не подсказывала и списывать не давала. Всегда говорила:"Списать не дам. Если ты не понял, давай останемся после уроков, я объясню тебе эту тему". Но одноклассники не хотели оставаться (большинство), они хотели гулять, играть в футбол, но не решать задачи после уроков. И у них не укладывалось в голове:почему ему не дали просто списать? Жалко тебе, что ли? Да была злость, было всякое. Я понимала, чем это вызвано. В какой-то момент решила: не нужна помощь? Списывайте. Ну, кончишь школу с "3", твое дело. Дворники стране тоже нужны. Негатив прекратился.
Постарайтесь найти причину негатива.
2. ВЕСЬ класс гонителей и мучителей- неправда. В классе 30 человек, все они разные. Как правило, основные гонители человек пять-шесть во главе с предводителем стаи. Он всегда один. Как говорится, "два медведя в одной берлоге не живут". Все остальные в этой стае- трусливые шавки, которые без предводителя не стоят ничего. Не позволяйте себя унижать. Не надо биться со стаей. Хорошенько, от души, помня "все хорошее", врежьте вожаку. Никогда не ведите себя, как жертва. Не чувствуете в себе "силы необъятной"? Вожак тоже не чемпион по вольной борьбе или самбо. В обычной драке побеждает не столько сила, сколько бесстрашие и готовность биться "за правое дело".
3. Объясняйте взрослым (учителя, родители), что произошло. Не всегда оценка ваших действий будет справедливой. Я в таких случаях отвечала:"Я никому не позволю себя бить или оскорблять. Сделает это еще раз, получит еще раз". Члены стаи должны четко представлять перспективу. Учителей заставит задуматься: не "я буду бить всех из хулиганских побуждений", а "я не позволю бить и оскорблять себя". Если нет, меняйте школу.
4. Не думай, что ты самый крутой. Не ведись на провокации: идти с компанией недругов в безлюдное место не надо, неизвестно, какие "сюрпризы" там ждут.
5. Может быть, ты не любишь спорт. А побои? Я бы выбрала спортивную секцию. Знаю девочку, которая выбрала самбо . Выросла умницей, красавицей, закончила школу милиции, юр.фак. Обижать в школе перестали через полгода-год.
Для совсем- совсем слабых: найдите сильную подругу. У меня в школе слабая подруга была. Обижали её несправедливо, а моей силы хватало на двоих.
Может быть, у кого-то будут еще пункты, напишите. Что касается родителей, то мои за меня не заступались, тут опыта нет.