В этом году культовому сериалу исполнилось 20 лет, целая эпоха ушла. А сериалу хоть бы что - он почти не устарел.
Я говорю о первых двух частях, которые снимал Владимир Бортко, остальные невозможно смотреть.
Владимир Бортко любит снимать экранизации. Но когда он переносил на экран Булгакова, он точно следовал книге. А “БП” как книга - это... Когда я ее взяла почитать, после сериала, я удивилась, насколько она плохая. Тем выше восхищение режиссером, который вдохнул жизнь в эту макулатуру.
Почему первые две истории - про Барона и про Адвоката - так хороши?
Герои с человеческими лицами. Талантливые актеры - на главных ролях сплошь народные и заслуженные. Неоднозначные образы - в сериале почти нет исключительно плохих. Да, есть мелкий паразит Чернов, которого не жалко, но и только. Даже Гусь - и в том можно разглядеть человека (и кстати далеко не глуп, хоть и ушибленный).
А Виктор Палыч? В культовом фильме “Брат” Круглый говорит поговорками, это его фишка. Виктор Палыч цитирует Сталина, на ходу придумывает афоризмы, нечасто разбавляя их блатной феней.
- Хлеб режут, крошки остаются.
- Может, знал, а может, так, базланил со злобы.
- Хрен в стакан!
- Эх, пацаны. Щеглы вы еще... Боливар двоих не вынесет.
А “вредный дед” Юрка-Барон? Вор в законе в образе скромного питерского старичка в беретике. Какое счастье, что народные артисты не отказывались работать на ролях бандитов. И Кирилл Лавров, и Лев Борисов удивительно красивые старики, не говоря уже об огромной харизме.
Вообще историю про Барона и журналиста я не очень люблю, не могу смотреть, сколько людей там убили ни за что, тяжелая серия, хотя драматургия там очень хороша.
Человеческие бандиты
Бандиты во второй части “БП”, хоть и льют кровь, но их по-человечески понять можно. И Олега (это мой любимый герой сериала), и Сергея, конечно.
Все эпизоды с Олегом великолепны, особенно воспоминания до бандитской жизни. А “ребятишки” Танцор и Доктор? Убийство Доктора по эмоциональному накалу - что-то вроде “Белого Бима, черное ухо”. Возможно, потому что как настоящие “ребята”, в фильме они убивали только плохих, а слабых, Катю и девушку из магазина, защищали?
От сцены спасения Кати я всегда плачу. Когда открывается дверь, и на пороге - Олег и двое ребят, как будто чуть более молодых, чем в основной части фильма, дело ведь происходит за 4 года до основных событий.
4 года - немного, но они ведь за это время столько крови пролили, вот и изменились. Мелочь? А в этом мастерство режиссера и артистов.
Это очень трогательный момент. Катя спокойно жила в Москве, не думала об Олеге. Но как только ей стала грозить опасность, она тут же вспомнила, что в Ленинграде есть Олег. Который ради нее подорвется, да не один, а с ребятами. И он ни секунды не сомневается, надо, не надо, ехать или не ехать, что взамен. И за свою смелость и верность получает подарок - Катя выходит за него замуж.
Песни
В первой части - “Ты для меня чужой”, во второй - “Город, которого нет”, и обе настолько хороши, что и без всякого сериала живут в качестве самостоятельных песен. Очень тонкое, грустное настроение серого, мрачного Петербурга 90-х.
#дсг_кино