Технические характеристики:
Год выпуска:1987 - 2004 гг.
Тип кузова: хэтчбек
Количество мест: 5
Расположение двигателя: спереди
Тип двигателя: рядный
Объем двигателя: 1,1; 1,3; 1,5; 1,6 см3
Количество цилиндров: 4
Количество клапанов: 8
Система питания: карбюратор, инжектор
Мощность: 54; 64; 69; 72; 81 л.с.
Крутящий момент 79; 94; 106; 118; 120 н*м
Максимальная скорость: 150; 156; км\ч
Тип топлива: АИ-92
Привод: передний
Коробка передач: МКПП 4-5
Объем топливного бака: 43 л.
Длина: 4006 мм.
Ширина: 1650 мм.
Высота: 1402 мм.
Клиренс: 160 мм.
Снаряженная масса: 945 кг.
Грузоподъемность: 425 кг.
ВАЗ-2109 "Спутник,Samara" — советский и российский переднеприводный автомобиль с кузовом типа хэтчбек.
Представляет собой пятидверную модификацию ВАЗ-2108.
В отличии от трёхдверой "восьмёрки", имеющей вид спортивного автомобиля, "девятка" является более респектабельным автомобилем, благодаря наличию задних дверей, делающий посадку и поездку более удобной и комфортной.
На базовую модификацию ВАЗ-2109 устанавливали экономичный мотор, объемом 1,3 л. Позднее появились модификации с более мощным карбюраторными и инжекторными двигателями объемом 1,5 и 1,6 л. Экспортные модели комплектовались двигателем объемом 1,1 л.
Небольшими партиями под заказ для спецслужб выпускали модификацию с роторными двигателями.
В 1991 г. "девятка" так-же как и "восьмерка" получила обновленный "передок" и высокую "люксовую" панель.
На автомобили последних лет выпуска устанавливали "Европанель".
Европанель
Экспортным наименованием модели было Lada Samara.
Она поставлялась во многие страны Европы, только в Великобритании она продавалась с 1987 по 1997 г. Специально для Англии производилась модификация с правым рулём. Lada Samara была достаточно популярна в Европе в сегменте бюджетных автомобилей.
ВАЗ-2109 выпускался на АвтоВАЗе с 1987—2004 г. На конвейере автомобиль был заменён моделью ВАЗ-2114.
С 2004 до 2011 г. выпускался в Украине на заводе "ЗАЗ".
С 1991 по 1996 г. выпускался в Бельгии.
С 1995 по 1998 г. выпускался в Финляндии.
Модификации:
- ВАЗ-2109 — 1987—1997 г. базовая модель, карбюраторный двигатель 1,3 л.
- ВАЗ-21091 — 1987—1997 г. модификация с карбюраторным двигателем 1,1 л.
- ВАЗ-21093 — 1988—2006 модификация с карбюраторным двигателем 1,5 л.
- ВАЗ-21093i — модификация с инжекторным двигателем 1,5 л. "опытное производство с 1994, постоянное с ноября 1998".
- ВАЗ-2109-90 — модификация оснащенная роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, выпускалась в небольших количествах в основном по заказу спецслужб. Компактный двухсекционный двигатель Ванкеля объемом 1308 см3 и мощностью 140 л.с. позволял автомобилю развивать скорость до 200 км/ч и разгоняться до "сотни" всего за 8 секунд.
- ВАЗ-2109 Carlota — 1991—1996 г. модификация бельгийской фирмы Scaldia-Volga.
- ВАЗ-2109 Baltic GL (L) — 1995—1998 г. финская модификация с инжекторным двигателем 1,5 л.
Модификации зарубежной сборки:
- Lada Samara Baltic GL - Экспортный вариант BA3-21093 выпускала финская фирма Valmet. Из внешних отличий этой модификации стоит отметить объемные бамперы с противотуманными фарами, иную облицовку радиатора, легкосплавные диски колес. Оснащение автомобиля включало электрические стеклоподъемники,магнитолу, противоугонную систему и панель нового образца так называемую "европанель". У Lada Samara Baltic было более высокое высокому качество сборки и окраски, нежели чем у обычные BA3-21093.
С 1996 по 1998 г. фирма Valmet выпустила 14048 автомобилей.
Lada Samara Diesel GLX - Модификацию с дизельным двигателем в 1995-1997 годах выпускал французский импортер ВАЗа. Эта версия официально продавалась в нескольких европейских странах например, во Франции, Бельгии и Нидерландах, где приобретение дизельных автомобилей стимулировалось государством в виде низких ставок транспортного налога. Lada Samara Diesel оснащалась дизельным мотором французского концерна РSА: 1527 см3,43 кВт/58 л.c. Этот же двигатель устанавливался на автомобили Peugeot 106 и Citroen Saxo. В Россию и страны СНГ "девятки" с дизельным двигателем практически не ввозили.
Интересные факты:
Одним из самых ярких моментов биографии ВАЗ-2109 стал трансъевропейский марафон Москва-Лиссабон, организованный журналом "За рулем" в сентябре 1988 года. История этого необычного автопробега началась в июле 1986-го, когда в Москву на автомобиле Austin Montego прибыли журналисты из Португалии. Путь от Лиссабона до Москвы путешественники преодолели за 51 час 30 минут! Экипаж Austin вернулся на родину, и вскоре в Союз журналистов СССР поступило приглашение нанести "ответный визит". Для португальцев автопробег "на время" был не более чем увлекательным спортивным состязанием. В Советском Союзе подобное мероприятие могло рассматриваться только "как поединок двух государственных систем" социализма и капитализма. Естественно, без права на проигрыш!
Отстаивать честь страны в этом нестандартном марафоне доверили редакции "За рулем" главного автомобильного журнала страны. Организация марафона сразу же вышла на государственный уровень. Предстояло решить главный вопрос: какой из советских автомобилей способен выдержать скоростной автопробег с одного конца Европы на другой. Ответ напрашивался сам собой: конечно, самая новая модель самого современного завода ВАЗ-2109.
К лету 1988 г., когда шла подготовка марафона, на ВАЗе уже был испытан "но еще не выпускался серийно" тот самый 1,5-литровый двигатель BA3-21083. Было решено, что в пробег отправится именно такая машина мощная и в то же время экономичная за счет пятиступенчатой КПП. Специально для рекордного пробега на ВАЗе собрали две одинаковых "девятки", которые затем передали для обкатки в НАМИ. Лишь после того как оба автомобиля под управлением специалистов накрутили 2000 км на максимальной скорости, была выбрана лучшая машина. В марафонный автомобиль были установлены: высокоточный спидометр, электронная система зажигания Bosch, четыре дополнительные фары Hella и покрышки Michelin. Успех пробега во многом зависел от шин: ни одна из серийных моделей покрышек, выпускавшихся тогда в СССР, не была рассчитана на продолжительную езду на высоких скоростях. Ранним утром 14 сентября 1988 года вишневая "девятка" с тремя журналистами "За рулем" на борту стартовала с площади 50-летия Октября в центре Москвы. 45 часов спустя советский экипаж финишировал у ворот португальской столицы, преодолев расстояние в 4811 км со средней скоростью 107 км/ч. Автомобиль ни разу не доставил неприятностей пилотам, хотя добрая треть пути была пройдена с постоянной скоростью 150-170 км/ч "автобаны ФРГ и скоростные шоссе Франции позволяли ехать в таком режиме, не нарушая правил". Не обошлось и без форс-мажорных ситуаций, причиной стал человеческий фактор.
Допустив ошибку на границе трех стран, экипаж вместо Бельгии очутился в Нидерландах. Второй курьез случился уже при въезде в Лиссабон: в 6 часов утра ворота города оказались запертыми, и чтобы добраться до башни "Торри-ди-Белен" места старта португальских журналистов, участникам пробега потребовалась помощь пресс-атташе советского консульства в Португалии.