Думаю, что истерики, психи, крики по незначительным поводам даже от уже сравнительно "взрослого" (от 3-4 лет и старше) ребёнка знакомы многим родителям. У детей с нарушениями развития зачастую период истерик выражен больше и тянется дольше. Вот казалось бы, ребёнок уже говорит, понимает, можно договариваться, а он всё равно предпочитает компромиссам завалы на землю и вопли. Это поведение сбивает с толку и нередко раздражает многих родителей.
Я с сыном тоже через это прошла и прохожу до сих пор. Но на данный момент могу отметить, что количество бредовых ситуаций на уровне: "Мы поедем или на красном автобусе, или ни на каком", значительно снизилось и в целом удалось ребёнка "повзрослеть". Не думаю, что я много чего нового напишу, но всё-таки хочу поделится тем, что нам помогло. Но для начала об истоках такого поведения.
Откуда берутся истерики? Немного об эмоционально-волевой сфере
Прежде всего, хочу отметить, что истерики у детей, на пустом месте или не очень, связаны прежде всего с незрелостью эмоционально-волевой сферы (ЭВС).
Эмоционально-волевая сфера - это крайне важная для социальной адаптации часть психики. Она ответственна за глубину, силу и выражение чувств и эмоций, самоконтроль, адекватную оценку действий и их последствий как у себя, так и у окружающих, усидчивость, способность удерживать произвольное внимание даже на скучных вещах и выдержку.
У детей раннего возраста (до 3 лет) истерики считаются относительно нормальными, так как детская психика ещё не обладает достаточной зрелостью, чтобы выдавать хоть какой-то самоконтроль и предвидеть последствия своих действий - для этого требуется хотя бы некоторое развитие наглядно-образного мышления, которое достигает такого уровня именно в возрасте 3-4 лет. Но даже с достижением этого возраста самоконтроль у ребёнка ещё не находится на достаточном уровне и ему некоторое время будет требоваться помощь взрослого.
Только к 5-5.5 годам многие родители наконец начинают отмечать, что их малыш уже не такой и малыш: у многих детей уходит гиперактивность, истерики, эмоции и непосредственные реакции ребёнка начинают подчиняться не только сиюминутным хотелкам, но и тому, насколько это будет социально приемлемо, ребёнок уже может предсказать последствия некоторых своих поступков. Всё это становится возможным с развитием воли, которая позволяет человеку действовать максимально выгодно и обдуманно, и эмоциональной саморегуляции, позволяющей держать эмоции в узде.
По сути, именно развитая ЭВС и интеллект сделали человека человеком: интеллект помогает учится новому, делать жизнь комфортной и безопасной, а эмоционально-волевая сфера позволяет не поддаваться деструктивным эмоциям и инстинктам, целеустремлённо действовать и эффективно сотрудничать.
Однако, бывает так, что по каким-либо причинам развитие ЭВС задерживается. Это типично при нарушениях развития, однако не так уж редко встречается и у детей, изначально не имевших особых проблем. Итогом становятся несдержанность, импульсивность и истерики у ребёнка, который по возрасту явно уже должен был перерасти такие вещи.
Причины задержки развития ЭВС:
- Гипоксии, асфиксии родовые травмы. Это общеизвестные причины многих нарушений и задержек детского развития. ЭВС здесь не исключение;
- Частные болезни ребёнка, госпитализм. Любые расстройства здоровья, особенно требующие операций, пребывания в больнице, надолго приковывают ребёнка к постели, не дают ему нормально играть и взаимодействовать с ближайшим окружением;
- Задержки психического (ЗПР), речевого (ЗРР) или психоречевого развития (ЗПРР)- в случае с нарушениями речи ребёнок долго не может объясняться с окружающими на уровне, который соответствует его возрасту. Это приводит к тому, что малыш фактически вынужден использовать
психи/крикидругие доступные методы воздействия на взрослых. Задержка психического развития часто затрагивает ЭВС, поскольку она тесно связана с другими психическими функциями: вниманием, мышлением и памятью. Соответственно, если что-то из этого страдает, то будет страдать и эмоционально-волевая сфера; - Отсутствие ролевой игры в занятиях ребёнка. Для многих взрослых кажется, что катание машинок и игры в дочки-матери это бесполезная чушь. Тем не менее, оказывается именно такими играми ребёнок учится обрабатывать и интерпретировать свои и чужие эмоции, контролировать себя и следовать установленным правилам. При расстройствах аутистического спектра (РАС) ролевая игра важнейшая часть коррекции, так как ЭВС у таких детей страдает больше всего;
- Плохое самочувствие, усталость. Многие такие вещи не учитываются взрослыми, а зря. Мы же сами часто говорим о том, что если бы мы отдохнули/выспались/проветрились, то у нас было бы значительно больше терпения по отношению к детским капризам. Дети от нас ничем не отличаются - им тоже нужен своевременный отдых;
- Аллергия. Этот фактор тоже часто недооценивается. Дело в том, что вещество, которое выделяется при аллергических реакциях, гистамин, не только вызывает внешние проявления аллергии, но ещё и возбуждающе действует на нервную систему. Если ребёнок и так довольно активный, то при аллергии ему буквально начинает сносить крышу. Со своим сыном я наглядно убедилась, что в периоды, когда аллергии у него нет, он раза в 2 спокойнее;
- Отсутствие адекватного взрослого окружения, беспризорность. Думаю, ни для кого не новость, что это не лучшим образом влияет на ребёнка. Беспризорные дети нередко имеют ЗПР, а иногда и приобретённую умственную отсталость. На эмоционально-волевой сфере такие вещи тоже не могут не сказаться;
- Гиперопека. Потакания, делание всего за "малыша" и воспитание в стиле "Мой ребёнок - центр Вселенной" не дают ошибаться, учиться справляться с вызовами и развивать внутренний контроль. Эмоции при детоцентристском воспитании тоже развиваются однобоко - ребёнок учитывает только себя и своё "хочу" и не может предсказывать какую реакцию вызовет то или иное его действие у других людей.
Как же ускорить развитие эмоционально-волевой сферы и сводить конфликты с ребёнком к минимуму?
Про ускорение развития, я думаю, нет смысла особенно много писать. Причины задержки развития ЭВС вполне конкретные. Какие-то из них поддаются воздействию: например, в случае аллергии это гипоаллергенная диета и антигистаминные препараты, в случае гиперопеки - смена стиля воспитания и т.д. Какие-то (болезни ребёнка, ЗПР, ЗРР) надо просто перерасти/вылечить/откорректировать.
В период пока ребёнок дозревает, очень важно не разрушать отношения и сводить конфликты к минимуму. У нас многие истерики и психи строятся на том, что сын что-то хочет сделать вразрез с моими планами, поэтому я научилась снижать конфликтность так:
👉 Давать время на подготовку. Я вот точно знаю, что у меня ребенок будет истерить, если я где-то на середине игры приду и скажу "заканчивай". Поэтому я ещё перед игрой медленно и чётко говорю: "Играй, но когда я приду и попрошу закончить - без истерик, спокойно выключаем/собираем/заканчиваем" - это позволяет сыну морально подготовится и спокойно принимать окончание игры;
👉 Использовать будильник. Иногда я ставлю его на желаемое время завершения игр или когда мне нужно, чтобы ребёнок подождал какое-то время. Если на меня сын ещё может злиться, то с будильника какой спрос? При звонке Лёва быстро всё заканчивает и никаких претензий не высказывает. Кстати, будильник работал даже тогда, когда сын в силу расстройства речи не мог полноценно договариваться со мной;
👉 Проговаривания. Если нам надо куда-то пойти, я заранее проговариваю планы: "Сначала идем туда, потом сюда, потом вон туда и если будешь хорошо себя вести, получишь в награду вкусную булочку/игру/площадку". С детьми, которые не понимают/не используют речь для общения (аутизм, тяжелые нарушения речи) могут сработать карточки с последовательностями действий и наградой за них в конце;
👉 Похвала/поощрения. Многие думают, что это разбалует ребенка и потом он всё будет делать исключительно за что-нибудь. Но во-первых, тут всё зависит от родителя - когда поощрение сделало своё дело и приучило ребёнка к каким-то навыкам и поведению, его можно постепенно сводить на нет. Во-вторых, сами взрослые тоже ходят на работу за вознаграждение, какие-то услуги оказывают за вознаграждение/доброе слово и почему-то никаких противоречий здесь не видят. Чем хуже ребёнок? Ему тоже нужна мотивация;
👉 Предвидение. У детей с аутизмом истерики в общественных местах часто связаны с гиперчувствительностью к звукам, освещению и прочему. Если поначалу многое из этого для родителя в новинку, то со временем многие подобные вещи можно заранее предсказывать и брать с собой что-то из подручных средств для повышения комфорта ребёнка. Например, звуковую чувствительность могут снизить наушники, а с ярким светом помогут бороться солнечные очки/кепки с козырьком.
У нас другая проблема. Лёва не любит ждать. Поэтому в какой-нибудь "поход", где надо долго сидеть в очереди, я раньше брала несколько мелких игрушек, а сейчас нам хорошо заходят лабиринты, игры "Посчитай сколько на картинке...", "Найди отличие", "Кто больше назовёт вещей из категории" - и называем, например, перелётных птиц. В итоге он и в очереди спокойно посидел, и поразвивался, и знания из окружающего мира повторил;
👉 Последовательность. Ребёнок должен чётко понимать какую реакцию он от вас получит. Предсказуемое поведение родителя даёт ощущение стабильности, понижает тревожность и формирует причинно-следственное мышление. Да, вначале всё равно будут истерики, но постепенно ребёнок усваивает, что, например, не сделал что-нибудь, что обещал, значит не будет и вознаграждения;
👉 Самому родителю побольше отдыхать и не психовать. Вот я вижу иногда "советы" по воспитанию в стиле: "Да выписать ему люля, чтобы вся дурь из головы повылетала!". Может конечно кому-то такие дедовские методы и подходят, однако это точно не универсальный рецепт. У кого-то из головы "дурь" вылетит, а у кого-то психическое здоровье.
По-хорошему, дети - это наше отражение. Мама орёт - ребёнок тоже начинает орать. Папа вещи кидает - ребёнок их тоже начнёт швырять. Собственно, тут уместны слова классика: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Поэтому тут разумно стараться предотвращать то, что заставляет нас действовать непедагогично (как правило, это усталость), и действовать по отношению к ребёнку может порой требовательно и жёстко, но без рукоприкладства и унижения человеческого достоинства.
Конечно, не всё, из того что я написала, подействует на всех и сразу - детям, особенно с нарушениями развития, нужно время, чтобы принять новые правила поведения. Тем не менее, надеюсь, кому-нибудь мои советы, да помогут. Делитесь в комментариях что помогает вам - для многих родителей это важная информация!
Спасибо всем, кто дочитал!
Не забывайте подписываться и ставить лайк - так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов :)
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как договариваться с ребёнком, который не понимает речь? (для родителей алаликов и аутистов)
Сюжетно-ролевая игра - немного о том, что может быть намного полезнее раннего развития
Борьба с детскими истериками при аутизме, алалии и других нарушениях развития