Скажу сразу - я никогда не был фанатом игровой серии S.T.A.L.K.E.R. Да, игры выходили, конечно, хорошие, но далеко не шедевральные. Поэтому и второй анонс второй части в свое время не произвел на меня особого впечатления - появился только вопрос "Зачем?". Для меня очевидно, что S.T.A.L.K.E.R. 2 получится плохой (в лучшем случае - средненькой) игрой и сейчас я укажу на причины, по которым я так считаю.
1. Первая причина - это ты
Да, речь о нем - Григорович Сергей Константинович, он же главное лицо в GSC Game World, сам и без видимых причин распустил команду разработчиков в 2011 году, спустя год после первого анонса второй части. Некоторые ключевые сотрудники ушли из студии раньше, кто в 4A Games, кто на вольные хлеба, а те, кто оставался в команде вплоть до ее роспуска, в основной массе ушли в новосозданную Vostok Games, где делают донатную доилку Survarium. Иными словами, во многом благодаря самому Григоровичу, команды, которая делала "тот самый Сталкер™", уже нет и ее воссоединения не предвидится. Качество работы воссозданной GSC Game World можно оценить по релизу "Казаков 3" - римейка игры, вышедшей в 2000 году, без серьезных геймплейных доработок и улучшений, зато с большим количеством багов и убитой оптимизацией. К слову, проблемы с оптимизацией и некоторые баги радуют глаз и спустя несколько лет после выхода игры - но зато сколько к ней вышло DLC! Боюсь, что с такой командой у GSC сил может хватить только на небольшие проекты, а сам Сергей вряд ли обладает компетенциями, достаточными для того, чтобы выпустить игру AAA-класса в наше время. Это подтверждается и тем, что для игры до сих пор так и не нашелся издатель - крупные компании в Григоровича попросту не верят.
2. А вторая - все твои мечты
Думаю, многим известно, что еще S.T.A.L.K.E.R. : Shadow of Chernobyl могла быть первой и последней игрой серии - прозвище "Ждалкер" игра получила недаром, ведь разработчики взвалили на себя слишком много, и никак не могли выпустить игру с заявленными ими особенностями в обозначенные ими же сроки. Умерять непомерные амбиции разработчиков и спасать игру пришлось Дину Шарпу, которого отправил в Киев издатель игры - компания THQ. В результате его хирургического вмешательства из игры вырезали транспорт, усталость, несколько монстров, потребность в еде и урезали локации в размерах. Звучит, конечно, неприятно, но зато игра вышла в 2007 году, а не в 2012. Что-то мне подсказывает, что амбиций у Григоровича с тех времен не убавилось, а чуткого к вопросам сроков выхода издателя у игры сейчас нет - то есть или игра не выйдет никогда, или мы получим на релизе забагованного по самое небалуй кадавра с кучей неработающих механик.
3. Третья - это все твои слова, я им не поверил едва
Не так давно я ознакомился с секцией часто задаваемых вопросов на официальном сайте игры и для меня стало ясно: да, амбиции у Григоровича еще те! Приведу несколько цитат:
ЧТО ТАКОЕ S.T.A.L.K.E.R. 2?
S.T.A.L.K.E.R. 2 — ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДАРНОЙ СЕРИИ ОТ GSC GAME WORLD: ОДИН ИЗ САМЫХ БОЛЬШИХ ОТКРЫТЫХ МИРОВ С МАСШТАБНОЙ, НЕЛИНЕЙНОЙ ИСТОРИЕЙ.
То есть, вы понимаете, да? У них будет не просто открытый мир, нет - один из самых больших открытых миров! Откуда у разработчиков столько ресурсов на наполнение контентом этого открытого мира - для меня загадка. Так ведь мало этого - в игре ожидается масшатбная и нелинейная история - то есть, уровень проработки заданий от этого вырастает в разы! Напомню, что ни одна из игр серии не отличалась уклоном в сторону нелинейности, да и локации на ней были сравнительно небольшими.
НА КАКИХ ПЛАТФОРМАХ ВЫЙДЕТ S.T.A.L.K.E.R. 2?
ИГРА ВЫЙДЕТ ОДНОВРЕМЕННО НА PC И XBOX SERIES X. НА КОНСОЛИ ОТ MICROSOFT S.T.A.L.K.E.R. 2 БУДЕТ ДОСТУПНА ПО ПОДПИСКЕ GAME PASS В ДЕНЬ РЕЛИЗА.
Здесь тоже интересное - до этого игры серии выходили только на ПК, так что я не уверен, что у разработчиков не возникнет проблем с выпуском игры на консоли нового поколения. Косвенно говорит о серьезной нехватке ресурсов и выход игры в Xbox Game Pass в день релиза. Подробности этой сделки не разглашаются, но я подозреваю, что Григорович обменял "престижность" своей игры (выход игры в Game Pass на релизе говорит об отсутствии претензий на AAA-качество) на некоторую сумму в кэше для поддержки штанов.
ЧТО С СЮЖЕТОМ?
В ИГРЕ БУДЕТ МАСШТАБНЫЙ НЕЛИНЕЙНЫЙ СЮЖЕТ. РЕШЕНИЯ ИГРОКА БУДУТ ВЛИЯТЬ НЕ ТОЛЬКО НА СУДЬБУ ПЕРСОНАЖЕЙ И ЛОКАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ, НО И НА МИР В ЦЕЛОМ.
Звучит это, конечно, круто, но вангую, что в конечном итоге получится что-то в духе "Зова Припяти" - концовка со слайдами, рассказывающими о судьбе ключевых персонажей и о выборе игрока.
БУДЕТ ЛИ ГРАФИКА, КАК В ТРЕЙЛЕРЕ?
ТРЕЙЛЕР ОТОБРАЖАЕТ УРОВЕНЬ ГРАФИКИ И АТМОСФЕРЫ, КОТОРЫЙ МЫ СТРЕМИМСЯ РЕАЛИЗОВАТЬ В ФИНАЛЬНОЙ ВЕРСИИ ИГРЫ.
Очень тонко сказано: "мы стремимся реализовать". То есть, никаких гарантий даунгрейда графики у нас нет.
КОГДА ВЫЙДЕТ ИГРА?
МЫ ПОКА НЕ ОБЪЯВЛЯЛИ ДАТУ РЕЛИЗА. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШИ СОЦСЕТИ, ЧТОБЫ СЛЕДИТЬ ЗА ХОДОМ РАЗРАБОТКИ.
Ну еще бы. По моему мнению, игру раньше 2022 года мы не увидим.
В ТРЕЙЛЕРЕ БЫЛ ПОКАЗАН ГЕЙМПЛЕЙ?
РОЛИК СОЗДАН НА ДВИЖКЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАШИХ ИГРОВЫХ МОДЕЛЕЙ.
То есть, геймплей показан не был. Слово "нет" в исполнении PR-менеджера может занимать гораздо больше букв, чем должно.
БУДЕТ ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ СОЗДАВАТЬ МОДИФИКАЦИИ?
МЫ СДЕЛАЕМ ВСЁ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ У МОДДЕРОВ БЫЛО ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА СРАЗУ ПОСЛЕ ВЫХОДА ИГРЫ.
Опять же, формулировка ответа максимально уклончивая. Ни на что не намекаю, но полноценный SDK мододелы увидели только через несколько лет после релиза первой части.
4. Четвертая причина - это ложь
Возможно, на моем отношении к играм серии сказались ставшие уже легендарными побасенки бывшего PR-менеджера GSC Олега Яворского о том, какой расчудесной выйдет S.T.A.L.K.E.R. : Shadow of Chernobyl. Контраст с тем, что вышло в итоге, был разительный и обескураживающий - конечно, игра не была плохой, но и от обещанного была далека. Боюсь, что разработчики S.T.A.L.K.E.R. 2 пойдут по этой же скользкой дорожке - слишком уж завирально звучат их заявления об огромном открытом мире, нелинейной истории, реализации системы A-Life 2.0, тяжелом выборе и его последствиях. А ведь это только начало раскрутки игры - то ли еще будет!
5. Пятая причина - это боль
Напрямую к качеству игры это отношения не имеет, но не могу об этом не сказать. Сергею Григоровичу очень больно и неприятно от того, какую политику ведет Россия в отношении Украины. Человек, разумеется, в своем праве - только как это скажется на содержании игры? Уже в дебютном трейлере внимательные зрители увидели на сосуде с чем-то, отдаленно напоминающим эмбрион, отрывок из замечательной поэмы Тараса Шевченко "Катерина":
Не слухала Катерина
Ні батька, ні неньки,
Полюбила москалика,
Як знало серденько.
Полюбила молодого,
В садочок ходила,
Поки себе, свою долю
Там занапастила.
Интересно звучит, да? Начинается эта поэма с не менее примечательных строк:
Кохайтеся, чорнобриві,
Та не з москалями,
Бо москалі — чужі люде,
Роблять лихо з вами.
Поэма была написана в совсем ином историческом контексте и не имеет ярко выраженного политического окраса, но для меня очевидно, что разработчики поместили отрывок из нее в трейлер со вполне понятной мотивацией: "що, москалику, неприємно?" Вкупе со взглядами Григоровича поневоле призадумаешься - а стоит ли поддерживать рублем такого разработчика? Я вот, скорее всего, покупать игру не стану.
А как считаете вы - какой игрой получится S.T.A.L.K.E.R. 2 (если получится) и стоит ли ее покупать в принципе?
Если вам понравился материал, то можете поставить лайк и подписаться на канал, чтобы ничего не пропустить. Также вы можете ознакомиться с материалом по погибшим игровым сериям. Надеюсь, вам было интересно!